Свет Ангела Суббота, 04.05.2024, 20:23
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Амила  
Форум » Администрация » Библиотека » Творящее слово (Адин Штайнзальц)
Творящее слово
Sopheeya1984 Дата: Пятница, 21.12.2012, 13:55 | Сообщение # 1
Практик
Группа: Пользователи
Сообщений: 457
Статус: Медитирует
Адин Штайнзальц. Творящее слово

Quote
Штейнзальц, Адин — известный раввин, переводчик Талмуда на современный иврит, английский, русский и испанский. Основатель Института изучения иудаизма.

Сборник статей по философии хасидизма, из которых вырисовывается цельная картина мира, в которой обе его составляющих — духовная и материальная — не противопоставлены друг другу, но гармонично сочетаются между собой. Основное же, что интересует автора, — это место человека в этой системе, отведенное для него Создателем.


Полностью - тут:
http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/STEINZ/slovo.txt_with-big-pictures.html
http://www.plam.ru/philos/tvorjashee_slovo/index.php

 
Sopheeya1984 Дата: Пятница, 21.12.2012, 14:09 | Сообщение # 2
Практик
Группа: Пользователи
Сообщений: 457
Статус: Медитирует
Как сказал Ибн Эзра, человеческая душа понимает все сообразно со своими возможностями, поднимая то, что ниже ее, и опуская то, что выше.

увидевший этот мир таким, каков он есть, удостоится увидеть и мир грядущий.
Как говорит книга Хинух Катан. "Тогда любовь к Б-гу возгорится и воспылает самовозгорающимся пламенем, и душа возрадуется и возликует в Б-ге, своем Творце, и будет наслаждаться в Нем в великом блаженстве.
Иллюстрацией, хотя одновременно и крайней противоположностью, может служить взрыв радиоактивного материала. Взрыв происходит, когда вещество доведено до достаточно высокой степени чистоты и достигнута критическая масса. Иначе говоря, недостаточно, чтобы человек был безукоризненно добродетелен; необходимо, чтобы его душа несла достаточно высокий заряд духовной энергии, чтобы вспышка могла произойти сама собой, спонтанно.
"В Нем - самая жизнь твоя" (Дварим, 30:20).

Человек осознает то "Я", которое лежит в основании всякой любви. Даже
любовь к себе требует этого осознания; это начальная точка постижения самого
себя. Дальше лежит осознание более глубокого Я внутри Я, которое осознает
Б-га как истинную Суть всякого Я. Поэтому, когда мы говорим "В Нем - самая
жизнь наша", то смысл слов не в том, что он дает нам жизнь, а в том, что Он
Сам есть наша жизнь. Когда я ищу Я тела, я нахожу Я души; когда я ищу Я
души, я нахожу Б-жественное Я.

"И как любит человек свою душу и свою жизнь, так он будет любить Б-га,
когда осознает и отразит в сердце своем, что Б-г - его настоящая душа и
истинная жизнь". Можно сказать прямо: любовь к Б-гу - это своего рода
развитие любви к себе, когда элементарное чувство любви к самому себе
достигает все более высоких и глубоких уровней, за пределом физического, за
пределами жизни.

Здесь говорится о процессе духовного развития от
одного удовлетворения к другому, от самой грубой формы любви к самой
возвышенной, к уровню любви к Б-гу. В том смысле любовь к Б-гу, как говорил
один цадик, это влечение, подобное всякому аппетиту, с тем отличием, что для
удовлетворения этого влечения надо отбросить все остальные страсти. Как
влечение, любовь к Б-гу - это форма эгоизма, это страсть, которую человек
старается удовлетворить. Это эгоизм в том смысле, что человек не
отказывается от себя, он лишь углубляется внутрь себя. Это постепенный и
трудный путь, на котором душа очищает себя, осознает свои все более тонкие и
глубокие проявления, и только ближе к концу пути на первое место выходит
проявление этой вновь обретенной души.

Сказано "Ты - душа моя, я стремился к тебе ночью" (Ишаягу (Исайя),
26:9). Таким образом, Б-г - моя душа. Эта же идея присутствует и во фразах
"скала сердца моего" или "глаз мой". Эти выражения предназначены передать
внутреннюю направленность отношений; надо стремиться не к вершине или
перевалу, а спускаться глубже и глубже, в зависимости от подготовки разума и
обученности души.

Это означает, что, хотя мы находились на последней ступени деградации, когда Б-г вывел нас, Он изрек над нами Свое Имя и позволил прилепиться к Нему
Из этого следует, что Исход из Египта - не только проявление могущества
Б-га, но также, и даже в более глубоком смысле, проявление Его любви. Только
когда человек осознает величие Б-га, он может понять, что значит для Него
спуститься в Египет и вывести нас оттуда. Исход из Египта - это проявление
Б-жественной любви, будучи сознательным снисхождением с высот на самое дно.
Частое упоминание этого события в молитвах всегда направлено на любовь,
которую оно вызывает.

"Как достичь чувства любви к Б-гу?"
Нужно просто попытаться понять любовь Б-га к нам, и когда это достигнуто хотя бы в какой-то степени, в нас и пробуждается ответное чувство любви к Б-гу.
Речь даже не о благодарности. Вовсе не так уж акцентирует Бааль
hа-Тания необходимость быть благодарным Б-гу за Исход из Египта. Он скорее
ставит ударение на мысли, что я должен в какой-то мере почувствовать любовь
Б-га ко мне. И только тогда во мне начинают пробуждаться аналогичные
чувства, и чем интенсивнее понимание, тем полнее и искреннее ответное
чувство. Поэтому, чтобы испытать любовь к Б-гу, большинство людей должны потрудиться для развития в себе этого чувства. На твердой интеллектуальной основе возможно достичь подлинно эмоциональных отношений с Б-гом.

Если так, что можно сказать о мире грядущем? В нем душа блаженствует в сиянии Шхины или как-то иначе наслаждается чувствами любви к Б-гу и трепета перед Ним. Еще раз повторим - говоря о мире грядущем, имеют в
виду не какое-то место, куда можно попасть, а уровень, которого нужно
достичь. Таким образом, уровень любви не связан с чем-то, что человеку
приказано; он просто отражает то, что человек есть.

С этого важно начать, так как нередко человек думает, что неудача или период упадка в его жизни означают,
что в ней что-то совсем неверно. А на самом деле, как сказано и здесь, и в
других местах, падение - не признак поражения, а признак того, что человек
растет, что внутри него живо нечто важное: нечто важное настолько, что его
отсутствие делает прогресс невозможным и привлекает Ангела Смерти.

Есть также комментарий Бааль Шем Това на стих: "И
Я сокрытием сокрою Лицо свое" (Дварим, 31:18), что повторение (слова
"сокрытием сокрою") служит для того, чтобы показать - само сокрытие будет
сокрыто. Когда человек не знает, что лицо Б-жье отвернулись от него,
сокрытие усиливается этим. Пока человек знает, что Б-г отвернул свое Лицо,
он еще может быть спасен в соответствии с человеческим ритмом падений и
подъемов; когда же он и этого не знает, падение оказывается окончательным.
 
Sopheeya1984 Дата: Пятница, 21.12.2012, 14:21 | Сообщение # 3
Практик
Группа: Пользователи
Сообщений: 457
Статус: Медитирует
Итак, путь, которым идет цадик, - упасть семь раз и подняться. "И тем
более, что человек называется "идущим", а не "стоящим!" Таким образом, предназначение человека по самой его природе -
изменяться и расти. Он может также опускаться и падать; но нет среднего
положения, в котором он мог бы замереть неподвижно.
Более того, при переходе с уровня на уровень опасность падения
увеличивается. Человек уже не находится в безопасности на прежнем уровне и
легко может упасть прежде, чем закрепится на новом. То же верно и
относительно любого изменения в состоянии, в уровне существования. Например,
входя вводу, чтобы плыть, человек проходит через неустойчивое состояние,
когда он уже не стоит твердо на дне, но еще и не плывет. Переход, таким
образом, всегда включает в себя элемент неустойчивости и опасности.

Переход с уровня на уровень требует своего рода прыжка,
надо покинуть то, что только что было твердой почвой.
Это фундаментальное качество человеческого прогресса - промежуток между
точками несет в себе определенные черты качества "ничто", и нельзя перейти
от одной точки другой, не потеряв равновесия хотя бы на мгновение.

Постараемся представить себе, что Речь Б-га явление не преходящее, а
продолжающееся бесконечно, повторяющееся снова и снова. Это можно уподобить включению электрического света.
В случае переменного тока, которым мы пользуемся в повседневной жизни,
электрический ток течет все время то туда, то обратно. Можно рассматривать
Творение мира как такое вот включение электричества. Щелчок выключателя - не
завершенное действие; он только запускает постоянное и повторяющееся
движение энергии, которое остается зависимым от своего источника.
Так и Слово Б-га - оно вечно в своем проявлении и постоянно обновляется. Это
схема, способная к динамическому взаимодействию. Бааль Шем Тов однажды
объяснял, в другом контексте, насколько это верно относительно Дарования
Торы на горе Синай. Тогда спустилась весть о Вечном мире, и слова также были
вечны; Речь Б-га не смолкла, это мы перестали слушать. Суть стояния у горы
Синай не только в том что было сказано то, что было сказано, но также и в
том, что нашим ушам была дарована способность это сказанное услышать. И,
заканчивал Бааль Шем Тов каждый, в любую минуту своей жизни, может
удостоиться стоять у горы Синай и слышать Тору Откровение на горе Синай
стало уникальным, однократным явлением не потому, что Б-г умолк, а потому
что мы не даем себе Его услышать.

Если Речь Б-га умолкнет, мир обратится в ничто. Буквы
Речений не творят явления мира; они есть самая суть этих явлений.

Такой предмет, как стол, состоит из непрерывно движущихся частиц,
твердость которых весьма сомнительна. Электроны, в свою очередь, можно
рассматривать как сконцентрированные волны энергии. Короче, даже в пределах
мира физического мы находимся в сетях иллюзий; то, что кажется твердым, не
является таковым. Это не вопрос обмана чувств: наши чувства дают нам
адекватную проекцию того, какими явления представляются, какими они
задуманы. Учитель хочет сказать нам, что материя, которая кажется нам
твердой и реальной, получает свое существование из Слова Б-га.

К примеру, мы можем видеть, что звуковые волны воспринимаются
магнитофоном и фонографом. Первый преобразует их в электромагнитные сигналы,
второй - в бороздки на пластмассе. Это два разных перевода звуковых волн;
если проиграть звук, в обоих случаях снова появится одно и тоже исходное
явление. Однако сами звуковые волны - не электромагнитный сигнал и не
бороздки на пластинке, Когда я хочу показать кому-то звук, я должен
воспользоваться одним из способов преобразования или перевода. В этом смысле
буквы Б-жественной речи, проявленные в тверди небесной, - лишь другая
версия, другой перевод того же, что написано и Торе. Однако осознавая
внутреннюю тождественность, надо помнить, что и то и другое преломлено через
человеческие ограниченные возможности восприятия. Есть одаренные люди,
которые, взяв нотный лист, могут не только пропеть мелодию, но и читать ноты
с наслаждением, как книгу, иногда даже с большим наслаждением, чем если бы
они слушали концертное исполнение.

Это более или менее подобно тому, что можно сказать о великих душах, которые, читая Тору,
слышат Слова Б-га в ней, и это совсем не то, что слышит человек, читающий логически связанные
предложения. Можно сказать, что это верно в сфере любых отношений с
окружающих миром: восприятие зависит от возможностей человека. Есть
знаменитая история о Бааль hа-Тания, который незадолго до смерти позвал к
себе внука (позже известного под именем Цемах-Цедек) и спросил "Что ты
видишь?" Мальчик ответил описанием обычной домашней обстановки. "А я вижу
только слово Б-га", - ответил старый ребе. Есть, значит, уровень, на котором
человек перестает видеть в обычном смысле. Он воспринимает само явление, а
не его проекции.
Поэтому всякий сотворенный предмет имеет свою форму и свою сущность,
связанную с буквами, образовавшими его

У всякой вещи в мире есть собственное имя, даже у самой маленькой и
неприметной. Поэтому, между прочим, и говорят, что, когда родители дают
ребенку имя и думают, что точно знают, почему они его выбирают, на самом
деле они не знают этого. А если они ошибутся, дадут неправильное имя, позже
ребенок изменит его на правильное. Эта попытка определить, кто есть человек,
задевает саму уникальность личности. Личности свойственно собственное имя,
которое можно уподобить специфической формуле.

Интересно, как об этом по-своему, без каббалистических интонаций,
говорит Магараль, великий мудрец. По его словам, совершение чуда
основывается на том, что человек видит Б-жественное слово яснее, чем
материальное вещество мира, а Б-жественное слово в определенной степени
поддается воздействию того, кто понимает это слово. То есть тот, кто
понимает, что никакого стола нет, превзошел стол. Для того же, кто этого не
видит, стол остается столом. Возникает вопрос: где нахожусь я по отношению к
явлениям, к объектам этого мира? Взять, к примеру, чудо, которое может
совершить каждый: ходить по водам озера. Да, мы можем ходить по водам, но
когда озеро замерзло. Вопрос, стало быть, в том, как я соотношусь с
меняющимся миром явлений, насколько я могу придать своим отношениям с миром стабильную форму.
С этой точки зрения совершить чудо - значит чуть-чуть сдвинуть явления мира.

Кстати, того же самого касается и тема покаяния. Раскаиваясь, я
достигаю определенного уровня, благодаря чему меняю что-то в мире - а вся
важность покаяния состоит в том, что оно на самом деле меняет какую-то
реальность в мире. Только на том уровне о человеке можно сказать, что он
искуплен. Мир и предметы в нем кажутся фиксированными потому, что и мы
подвешены в тех же измерениях. Человек, способный влиять на предметы на
другом уровне - на уровне микрочастиц, например, или в области ядерной
физики, - не ощущает разницы между твердым веществом и другими видами
материи. Для электрона все равно, двинется он сквозь газ или сквозь твердое
вещество. Можно добавить, что и в повседневной жизни мы живем на множестве
уровней одновременно, и когда я нахожусь на некотором уровне, то что-то, что
может принять форму лишь на определенном уровне, может им и ограничиваться.
Поэтому различие между духовным и физическим отражает лишь характер
отношений, которые возникают у меня с явлениями.

Речь идет не о соотношении между материей и духом, а о том, что вообще весь мир есть Б-жественная речь.
С этой точки зрения не существует ничего, кроме Б-га, а известный нам
мир - это та часть Его речи, которую мы можем воспринять. Б-жественная речь, таким образом, - единственная объективная реальность. Свет сам по себе не должен делать что-то, чтобы освещать; он освещает, потому что он свет.
Несмотря на то, что Он - Творец всего, это вовсе не важно для него, незначительно по сравнению с Его бесконечностью. Иначе говоря, правда не в том, что Б-г творит что-то из ничего, а в том, что Он творит "ничто" из нечто; и это нечто - Он сам.
Небытие мира - это не объективный, факт. Для человека мир ничто, потому
что ему его не охватить; для Б-га - ничто, потому что не имеет значения.
Мы же являемся "чем-то" именно потому, что осознаем - кто Он и кто мы.
 
Форум » Администрация » Библиотека » Творящее слово (Адин Штайнзальц)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Для добавления необходима авторизация
Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца) Эзотерика Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования tveedo Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'