Sopheeya1984 | Дата: Пятница, 21.12.2012, 20:55 | Сообщение # 1 |
Практик
Группа: Пользователи
Сообщений: 457
Статус: Медитирует
| Даосские притчи
Полностью - тут: http://pritchi.in/daosskie.php и http://www.edinstwo.narod.ru/daos.html
"Путь, который можно пройти -- не истинный Путь
"Слова нужны для обретения мысли, но кто обрел мысль, уже не нуждается в словах".
ДАОССКИЕ ПРИТЧИ
ЯЯ Hедеянием небо достигает чистоты, недеянием земля достигает покоя. При слиянии недеяния их обоих развивается [вся] тьма вещей. Hеразличимо, неуловимо [они] исходят из ничего; неразличимы, неуловимы, не обладают образом. [Вся] тьма вещей зарождается в недеянии. Поэтому и говорится: "Hебо и земля бездействуют и все совершают". А кто из людей способен достичь недеяния?
ЯЯ Учитель Лецзы стал учиться. Прошло семь лет, и, давая волю своему сердцу, [уже] не думал ни об истинном, ни о ложном, давая волю своим устам, не говорил ни о полезном, ни о вредном. Лишь тогда учитель позвал меня и усадил рядом с собой на циновке. Прошло девять лет, и как бы ни принуждал [я] свое сердце думать, как бы ни принуждал снои уста говорить, уже не ведал, что для меня истинно, а что ложно, что полезно, а что вредно; не ведал, что для других истинно, а что ложно, что полезно, а что вредно. Перестал [отличать] внутреннее от внешнего. И тогда все [чувства] как бы слились в одно: зрение уподобилось слуху, слух -- обонянию, обоняние -- вкусу. Мысль сгустилась, а тело освободилось, кости и мускулы сплавились воедино. [Я] перестал ощущать, на что опирается тело, на что ступает нога, о чем думает сердце, что таится в речах. Только и всего. Тогда-то в законах природы [для меня] не осталось ничего скрытого.
ЯЯ Свет спросил у Hебытия: -- [Вы] учитель, существуете или не существуете? -- Hо не получил ответа. Вгляделся пристально в его облик: темное, пустое. Целый день смотри на него -- не увидишь, слушай его -- не услышишь, трогай его -- не дотронешься. -- Совершенство! -- воскликнул Свет. -- Кто мог бы [еще] достичь такого совершенства! Я способен быть [или] не быть, но не способен абсолютно не 6ыть. А Hебытие, как [оно] этого достигло?
ЯЯ -- [Я], Хой, продвинулся вперед. -- Что это значит? -- спросил Конфуций. -- [Я], Хой, сижу и забываю [о себе самом]. -- Что это значит, "сижу и забываю [о себе самом]"? -- изменившись в лице, спросил Конфуций. -- Тело уходит, органы чувств отступают. Покинув тело и знания, [я] уподобляюсь всеохватывающему. Вот что означает "сижу и забываю [о себе самом]".
-- Hе размышляй, не думай и начнешь познавать путь. Hигде не находись, ничему не покоряйся и начнешь утверждаться в пути. Hи за кем не следуй, ни по какой дороге [не ходи] и начнешь обретать путь
[Силы] жара и холода человеку больше, чем родители. [Если] они приблизят ко мне смерть, а я ослушаюсь, то окажусь строптивым. Разве их в чем-нибудь упрекнешь? Ведь огромная масса снабдила меня телом, израсходовала мою жизнь в труде, дала мне отдых в старости, успокоила меня в смерти. То, что сделало хорошей мою жизнь, сделало хорошей и мою смерть.
-- Свирель земли создается всеми ее отверстиями, [как] свирель человека -- дырочками в бамбуке. Осмелюсь ли спросить, что такое свирель вселенной? -- сказал Странник. -- [В ней] звучит тьма ладов и каждый сам по себе, -- ответил Владеющий Своими Чувствами. -- Все [веши] звучат сами по себе, разве кто-нибудь на них воздействует?!
ЯЯ Полутень спросила у Тени: -- Почему [вы] так непостоянны? Раньше вы двигались, а теперь [почему-то] остановились, раньше вы сидели, а теперь [почему-то] встали? -- [Может быть], я так поступаю в зависимости [от чего-то]? -- ответила Тень. -- [А может быть] я так поступаю в зависимости [от чего-то], зависящего еще [от чего-то]? Завишу ли я от чешуи змеи, от крыла кузнечика? Как знать, почему это так? Как знать, почему это не так?
ЯЯ Hе имеющее начала, но постоянно рождающее -- это путь. То, что обладающий началом неизменно умирает, -- это закон пути. Когда смертный умирает но своей вине, хотя [срок ею жизни] еще не закончился, -- это постоянсгво; когда смергный живет -- это счастье. Поэтому жизнь, не обладающая назначением, называется путем, и конец [жизни], обретенный с помощью пути, называется постоянством; смерть, обладающая назначением. также называется путем, и смерть [преждевременная], обретенная с помощью пути, также называется постоянством.
ЯЯ Bначалe Лецзы любил странствовать. -- |Ты], Защита Разбойников, любишь странствия. Что же в них хорошего? -- спросил Учитель -- Радость странствий в том, -- ответил Лецзы, -- что наслаждаешься отсутствием старого. Другие в странствиях наблюдают за тем, что видят. Я в странствиях наблюдаю за тем, что изменяется. Есть странствия и странствия! Еще никто не сумел определить, рязличия в этих странствиях! Во всем, на что смотришь, всегда видишь изменения, наслаждаешься отсутствием старого в других вещах, а не ведаешь, что в тебе самом также отсутствует старое. Странствуя во внешнем [мире], не ведаешь, как наблюдать за внутренним [миром]. Кто странствует во внешнем, ищет полноты в [других] вещах; кто наблюдает за внутренним, находит удовлетворение в самом себе. Hаходить удовлетворение в самом code -- вот истинное в странствиях, искать полноты в [других] вещах -- вот неистинное в странствиях. И тогда Лецзы понял, что не постигает [смысла] странствий, и до конца жизни жизни больше не уходил. -- Истинное в странствиях! -- сказал учитель При истинных странствиях не ведают, куда направляются: при истинном наблюдении на ведают, на что смотрят. Все вещи странствуют, все твари наблюдают -- вот то, что я называю странствием, вот то, что я называю наблюдением. Поэтому и говорю: истинное -- в странствиях! Истинное -- в странствиях!
ЯЯ Огромная масса снабдила меня телом, израсходовала мою жизнь в труде, дала мне отдых в старости, успокоила меня в смерти. То, что сделало хорошей мою жизнь, сделало хорошей и мою смерть. ==== Лeцзы обернулся и стал наблюдать за тенью: тело сгибалось, и тень сгибалась; тело выпрямлялось, и тень выпрямлялась. Следовательно, изгибы и стройность исходили от тела, а нс от тени. Сгибаться и выпрямляться -- зависит от [других] вещей, не от меня. Вот это и называется: держись позади -- встанешь впереди.
Трудность управления царством не в том, чтобы самому быть умным, а в том, чтобы находить умных.
способен ли [ты] стать младенцем? [Ибо] младенец движется, не зная зачем; идет, не зная куда; телом подобен засохшей ветке, сердцем подобен угасшему пеплу. Вот к такому не придет несчастье, и не явится и счастье. Что людские беды тому, для кого не существует ни горя, ни счастья!
-- Что за птица! -- удивился Чжуан Чжоу. -- Крылья большие, а не улетает, глаза oгромные, а не видит.
-- Пескари привольно резвятся, в этом их радость! -- Ты же не рыба, -- возразил Творящий Благо. -- Откуда [тебе] знать в чем ее радость? -- Ты же не я. -- возразил Чжуанцзы. -- Откуда [тебе] знать, что я знаю. а чего не знаю?
===========================
Ну, и конечно же:
Стань бесполезным
Однажды Лао-Цзы вместе с учениками шёл через лес. Сотня лесорубов рубили деревья. Но вот Лао-Цзы увидел огромное дерево не срубленным. Оно было очень большим и прекрасным. Лао-Цзы послал своих учеников узнать, почему дерево не рубят. — Оно бесполезно, — был ответ, — из него ничего нельзя сделать. Оно не годится даже для мебели. И Лао-Цзы сказал ученикам: — Научитесь у этого дерева, станьте столь же бесполезными. Тогда никто вас не тронет. Это великое дерево. Взгляните, все эти деревья погибли, они были прямые и стройные. Должно быть, эти стройные деревья очень гордились собой, и они кому-то понадобились. Станьте бесполезными, но поймите смысл этого - не становитесь товаром, не становитесь вещью, иначе вас будут продавать и покупать.
******** Умер один великий даос. Лао-Цзы отправился оказать ему последнюю почесть. Но на похоронах собралось множество людей. Он удивился и повернул обратно. Ученики, сопровождавшие его, спросили: — В чём дело? Почему Вы решили вернуться, не оказав последней почести? — Он не мог быть человеком Дао, — ответил Лао-Цзы. — Столько людей плачут и рыдают. Видно, он стал для них чем-то незаменимым. Значит, от него им была какая-то польза. Вот почему я возвращаюсь. Он не следовал учению истинно.
и
Послушайте нашу курицу!
Вдоль всего плетня, окружавшего птичий двор, расселись ласточки, беспокойно щебеча друг с другом, говоря о многом, но думая только о лете и юге, потому что осень стояла уже у порога — ожидался северный ветер. Однажды они улетели, и все заговорили о ласточках и о юге. «Пожалуй, на следующий год я сама слетаю на юг», — сказала курица. И вот минул год, ласточки вернулись. Минул год, и они снова расселись на плетне, а весь птичник обсуждал предстоящее отбытие курицы. Ранним утром подул северный ветер, ласточки разом взлетели и, паря в небе, почувствовали, как ветер наполняет их крылья. К ним прилила сила, странное древнее знание и нечто большее, чем человеческая вера. Высоко взлетев, они оставили дым наших городов. — Ветер, пожалуй, подходящий, — сказала курица, расправила крылья и выбежала из птичника. Хлопая крыльями, она выскочила на дорогу, сбежала вниз с насыпи и попала в сад. К вечеру, тяжело дыша, она вернулась обратно и рассказала обитателям птичника, как летала на юг до самого шоссе и видела величайший в мире поток машин, мчащихся мимо. Она была в землях, где растёт картофель, и видела питающие людей злаки. И наконец, она попала в сад. В нём были розы, прекрасные розы, и там был сам садовник. — Потрясающе, — сказал весь птичий двор. — И как живописно рассказано! Прошла зима, прошли тяжёлые месяцы, началась весна нового года, и опять вернулись ласточки. Но птичий двор ни за что не соглашался, что на юге — море. «Послушайте нашу курицу!» — говорили они. Курица теперь стала знатоком. Она-то знала, как там — на юге, хотя даже не ушла из городка, а просто перешла через дорогу.
|
|
| |