Свет Ангела Воскресенье, 04.12.2016, 19:14
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Психология [57]
психология личности,психологические методы,практики,психология 5-го измерения
Законы счастливой жизни [61]
Отношение к себе [50]
Практики Пути [56]

Мини-чат

Свет Ангела
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 23
Пользователей: 1
Milija

Главная » Статьи » Путь к Себе » Отношение к себе

Как избавиться от зависти?
Как избавиться от зависти?

Владимир Даров

Статья Как избавиться от зависти – ответ на письма читателей. Как обычно, просмотрел выдачу «Яндекса» и «Гугла» – остался недоволен. Пришлось поработать! Из этой статьи ты узнаешь, что такое зависть, как от нее избавиться и чем отличается завистливость мужчин и женщин.

Зависть – неоднозначное чувство. Оно стоит у истоков революций и войн, пускает стрелы острот и крутит жернова мельницы слухов. Оно поддерживает ярмарку тщеславия и запускает маховик общественных движений. Черная изнанка пурпурного плаща гордыни.

Этот пост – не лечебник, построенный по принципу «делай раз, делай два». Человека не свести к механике. Статья больше походит на научное исследование, написанное доступным языком.


Зависть – общеизвестные факты

Зависть – чувство, возникающие при сравнении себя, своей внешности, здоровья, способностей, положения в обществе и своих успехов с людьми, которые, по нашему мнению, заслуженно или незаслуженно имеют больше.


Зависть – комплексное чувство, возникающее в процессе сравнения. Она – смесь обиды, раздражения, озлобления и агрессии.


Зависть вызывает стресс, частая зависть изнашивает нервную систему. Психика включает предохранительный алгоритм, вызывая презрение к объекту зависти девальвацией его качеств.


Зависть считается грехом во всех ведущих религиях.


Зависть условно разделяют на белую и черную. Во втором случае она сопровождается осознанным пожеланием прямого или косвенного вреда человеку, которому мы завидуем.


С точки зрения ведущих религий зависть не имеет разделений.

Утверждают, что зависть – чувство, присущее не только человеку. Поведение домашних питомцев – кошек и собак – может демонстрировать признаки зависти. Возможно, нам только так кажется, и мы приписываем животным несвойственные им черты. Сам я склоняюсь к мнению, что зависть животных – это искажение восприятия, вызванное антропоморфным шаблоном. Территориальные инстинкты домашних питомцев претерпели изменения. Причина – многовековой контакт с человеком и генетические аномалии селекции.


Философия и социальная психология о зависти

Чему завидуем?


Посмотри на диаграмму. Если верить социологическим опросам, результаты которых выкладываются в Буржунете, эти цифры отражают распределение объектов зависти. Мне кажется, результаты примерно (плюс-минус 2-3%) соответствуют истине:



Неполнота психологического ликбеза

Социальная психология и психоанализ сходятся в указании почвы зависти. Это сравнение. Дальше мнения психологов, психоаналитиков и философов расходятся в очень широком диапазоне. Одни настаивают на форме животных инстинктов, другие указывают на культурные надстройки цивилизации.

Именно расхождения в фундаментальных вопросах сводят на нет банальный список психологической помощи, кочующий в разных вариациях по просторам Рунета. Популярные советы базируются на теории комплексов – противоречивой и имеющей двоякие толкования.


Постараюсь охватить существующую палитру и вычленить общие места.


Что говорят философы?

Философы античности в своих рассуждениях о любом предмете исходили из человека и возвращались к нему. Средневековые схоласты ставили мерилом Бога и любили витиеватые абстракции. Возрождение нашло Бога в человеке и человека в Боге. Современная философия – трепет перед зеркалом двусторонней беспредельности. Давай посмотрим, что говорили мыслители разных эпох о зависти.

Бекон рассуждал так. Человек, сравнивая себя с другими, испытывает агрессивное чувство. Почему? Потому что жаждет превосходства над ними. Это следы грехопадения в нас.

Спиноза прировнял зависть к ненависти и не стал углубляться. Ларофушко развил мысль, указав, что зависть паче ненависти во всем и тем она отвратительней. Кант углубил это, подарив понятие «черная зависть».


Мудрее всех поступил Маркс. Он понимал, что наука о человеке – дело будущего, поэтому не алкал определения природы явления. Зато ввел сравнительные характеристики, сопоставив свой особняк с дворцом и жалуясь, что приходится жить в лачуге.

Его спонсор Энгельс был еще честнее и вывел формулу предреволюционной ситуации. По его словам, если ножницы между 10% процентами самых богатых и 10% бедняков не уравновешены растущим классом бюргеров – жди беды. И виной тому не экономическая ситуация, а зависть.

Темна вода в облацех, ох, темна… В размышлениях о природе зависти философы не ушли дальше кузнеца или доярки. Этому есть объяснения – зачаточное состояние гражданской науки о человеке. С глубокими тысячелетними традициями саморазвития ни Кант, ни тем более Маркс не были знакомы.


Резюме: избавиться от зависти светочи философии не помогут.


Что говорят психологи?


Для человека далекого от науки присхология представляет собой некий монолит знаний. Я уже говорил, приводя в пример физику, как обстоят дела на самом деле. С психологией еще интереснее. Это не естественно-научная дисциплина. Но что удивительно, эмпирически находит закономерности человеческих реакций и моделирует поведение. Причем довольно точно.


В психологии нет неизменных истин, они – прерогатива посредственности, недоучек или популяризаторов. Это живое знание – активно развивающееся и совершенствующееся. Мерилом правомерности моделей является практика. Если практическое применение теории дает устойчивые результаты, образуется школа. Если не дает, мы говорим о мнении, лженауке или мифологии.


Палитра мнений

К. Изард, глашатай авторитетной школы дифференциальной теории эмоции, о зависти даже не упоминает.


Социальные психологи (возможно, самые умные и полезные исследователи человека и общества J) разделились на два лагеря. Одни придерживаются генетической теории зависти, другие – социальной. Мне кажется, они дополняют друг друга. Что поделать, с человеком всегда непросто, к механике не свести.


Генетическая теория


Согласно генетической теории, зависть относится к разряду сложных инстинктов. Как и лень, она – надстройка инстинкта самосохранения, способствующая эволюции вида. Некоторые доказывают, что зависть – основа прогресса. Мол, именно она не давала покоя пытливому уму первобытного человека, заставляя искать способ обойти могучих, но тупых конкурентов.

Мое возражение – вы придумали что-то новое? Равное по значению луку или колесу? Нет. Тогда откуда вам знать, что является толчком изобретений и открытий, тем более такого уровня? Впрочем, моя критика направлена только на обобщение. Генетическая теория довольно логична.


Социальная теория


Зависть – состояние, возникающее в результате сравнения. Это вытесненное недовольство собой. Окрас зависти, от презрения до ненависти, зависит от букета комплексов неполноценности.

Зависть – обратная сторона гордости и чувства превосходства. Они имеют единые корни.

Природа зависти


Зависть – вид душевной боли


[i]Как зависть есть скорбь, то у завистливого столько скорбей и

страданий, сколько у других различных благ и совершенств. Эта

болезнь есть начало вечных скорбей, залогов бесконечных страданий.

Диавол мучится такою мукою, и завистливые на земле могут

ощущать и понимать, что такое мучения адские.

Св. Исаак Сирин
[/i]


Что интересно, животное, получив рану, зализывает ее, и только человек лечит душевные раны нападением на собрата. Завистник воображает неприятности объекта зависти, унижает и обижает его мысленно, а иногда и физически. Более того, механизмы психической защиты заставляют получить разрядку. Сбросить накопленный потенциал. И что человек делает? Причиняет душевную боль другому. Чаще всего своим близким, срывая на них раздражительность или гнев.


Не безумие ли это? Генерировать разрушительные эмоции в процессе социального сравнения, а потом вытеснять их, причиняя вред себе и окружающим? По меньшей мере это странно.


Зависть – общественный алгоритм


Не так моль и червь снедают дерево

и волну – шерсть, как горячка зависти

снедает самые кости завистников и

отравляет здравие души их.

Св. Иоанн Златоуст



А вот что страшно. В обществе очень часто то, что вредно для отдельного человека, полезно для социальной системы. Особенности капиталистической стадии общественного развития таковы, что зависть является мощнейшим стимулом выживания и развития системы. Попытки построить коммунизм обречены, пока чувство собственности и зависть имеют общие точки. Мне кажется, и то и другое неистребимо в подавляющем большинстве людей. Мы можем говорить только о контроле и сглаживании своих чувств.


Цивилизация и культура либо используют потенциал человеческих эмоций, либо исчезают с лица земли. Культуры, давшие современную цивилизацию, научились использовать такие эмоции, как гордыня и зависть. Обе имеют высокий потенциал активности – подталкивают к действию. Обе способствуют цементированию общественных механизмов. Они создают локальный хаос, укрепляющий глобальный порядок.


Надо понимать, чем является культура вообще. Мы привыкли отождествлять ее с архитектурой, живописью и литературой. На самом деле основная функция культуры – хранилище программ, способствующих выживанию сообщества. Эти программы рождаются, исходя из настоящего момента. Потом, когда ситуация меняется, они становятся анахронизмом – балластом, тянущим общество назад. Более того, эти программы иногда имеют свойство агрессивной среды. Общество принуждает своих граждан им следовать.


Самые агрессивные программы – временные отклонения базовых. Флуктуации и искусственные конструкты, называемые мемами. Я кратко коснулся этой темы в статье «Мемы – оружие 21 века!».


Где мы сравниваем себя? В обществе. Где реализуем свой потенциал? В обществе. Поэтому, живя в социуме, невозможно от него отгородиться, а социум пропитан гордыней и завистью. Ниже я коснусь социальной эпидемии, основанной на бинарной оппозиции гордыня/зависть. Речь пойдет о потреблятстве.

Зависть не столь безопасна, как кажется. Достаточно вспомнить сталинскую коллективизацию. Собрались бездельники, алкаши и неуделки на красный сходняк, перемыли кости труженикам и бац – раскулачка! Они то, эти люмпены, прекрасно знали, что кулаком звали того, кто спал сидя, лицом на кулаках, работал от зари и до зари и не притрагивался к самогону. Знали, но завидовали крепкой семье, достатку и душевному здоровью этих людей.


Зависть – механизм интроспекции

Зависть – страсть несправедливая, потому что как об ехиднах

говорят, что они рождаются, прогрызая рождающую их утробу, так

и зависть обыкновенно пожирает душу, которая ею мучится.

Св. Василий Великий



Чтобы объяснить суть этого механизма, прибегну к аналогии. Мы смотрим интересное кино. Следим за развитием сюжета, отождествляем себя с героями. Молодые даже берут киногероев в область своих идеалов. Если смотреть на жизнь интеллектуала, мачо и просто везунчика на экране, сравнение не в нашу пользу. Стоп.


Кино – это маленькие моменты, последовательность сцен. Остальное за кадром. Годы сжимаются в полуторачасовой фильм. То же самое со сравнением. Мы смотрим на фантик – славу, одежду, крутую тачку. Остальное за кадром – больная печень, страхи и бессонница, враги и завистники, изматывающий труд.


Мы завидуем владельцам каких-то атрибутов. Хотим иметь такие же, но не уверены в возможности их получить. Часто даже не допускаем такую возможность.


Зависть – педагогический момент


Наши родители хотели для нас лучшего. В своем понимании. Хотели лучшего для себя – меньше возиться с ребенком и больше уделять времени собственной жизни. Это естественно и нормально. Плохо другое. Они не обладали некоторыми психологическими знаниями, даже если слышали о них, не смогли преодолеть шаблоны и лень.


Они сравнивали. Сравнивали нас с другими, принижая достижения и раздувая до гигантских масштабов ошибки. Этот привычный воспитательный момент – плохая стратегия. Питательный бульон для комплексов и, соответственно, зависти.


Оружие против зависти


Абсолютное оружие против зависти только одно – безусловная любовь. Все остальное – приемы локального действия. Мы можем сгладить и сократить любые свои эмоции, в том числе и деструктивные. Но для этого надо понимать алгоритмы их возникновения и воздействия на нас, иметь представление о своей психической конституции и владеть механизмами переключения внимания.

Так как зависть – производная гордости, пытаться воздействовать на нее, минуя гордость, не удастся. Авторы, предлагающие приемы работы с завистью в чистом виде, не имеют представления о ее природе. Не учитывают темперамента и даже половых различий. И то и другое – факторы моделирования эмоций. Поэтому 99% советов – бесполезное умствование. Они подходят только интеллектуалам-флегматикам и частично интеллектуалам-сангвиникам.


Зависть – гендерные и возрастные различия


Мужская зависть

Мужчины обычно не стремятся избавиться от зависти. Половина из них никогда не признается в этом чувстве, другая замаскирует его амбициями. Мужчина завидует социальному статусу, способностям и внешней атрибутике всего этого.

Мужская зависть – это зависть к общим признакам и атрибутам. У большинства она подчиняется закону социальных ножниц. Этот закон отражает поговорка «Каждый сверчок знай свой шесток». Наглядность – прежде всего, поэтому привожу диаграмму, демонстрирующую особенности мышления завистливых мужчин:



Мы не завидуем тому, кто находится выше порога сравнения. Владелец торговой палатки не завидует Ротшильду. Ножницы между ними столь велики, что разум сохраняет себя от безумия. Он позволяет завидовать владельцу магазина или даже небольшой сети. На диаграмме ось y – уровень общественного положения. Информация, поступающая о людях, чей уровень выше 2,5, воспринимается как новости с другой планеты.


Первый круг завидует второму. Второй завидует внутри своей ниши. Исключения – сверхамбициозные люди, для которых жажда власти или славы – основное топливо движения по жизни.


Ты заметил, что распределение имеет неоднородный характер. Некоторые его законы показаны здесь – «Практика преодоления барьеров».



Женская зависть


Женщины завидуют любой детали внешней атрибутики. В этом кардинальное отличие женской зависти от мужской. При этом зачастую женская завистливость иррациональна. По этой причине многие женщины желают избавиться от зависти.

Особенно ярко женская завистливость проявляется в области личных отношений, семьи и самой наглядной атрибутике успешности – внешности и одежде.

Женская зависть не имеет социальных ограничений.



Возрастные отличия

С возрастом зависть ослабевает и сходит на нет. Это понятно. С собой ничего не взять, воспользоваться прелестью атрибутов почти невозможно. Здоровье уже не то.



Ментальный алгоритм зависти

Представляю твоему вниманию умственные операции, запускающие программу зависти. Нивелируй любую из этой цепочки и все – финита ля комедия, концерт окончен. Этот алгоритм – ответ на вопрос, как избавиться от зависти.

1. Представление.

Мы видим какой-то атрибут и вычленяем его из контекста.

2. Присваивание.

Мы присваиваем носителю атрибута умозрительные качества – хорошие или плохие. Например, молодой мужчина, видя красивую женщину, всегда припишет ей набор качеств, которым она, скорее всего, не соответствует. И наоборот.

Противоядие

Знание того, что в 99% случаев фантик не соответствует конфете. Чем хуже товар, тем сильнее его рекламируют!


3. Отождествление.

Мы начинаем тянуть одеяло на себя – «он такой же, как я», «учился с ним вместе», «знаю его родителей/друзей» и тому подобное.

Противоядие

Понимание наших различий даже при внешне равновесных начальных условиях. Ты не знаешь, кто и что за кем стоит, сколько труда приложено и каковы побочные эффекты.


4. Сравнение.

Вначале мы отождествляем, потом оцениваем. Если несовпадение в нашу пользу – гордимся. Если в чужую – завидуем.

Противоядие

Для начала надо ценить себя. Если с этим проблемы, загляни сюда – «Как повысить самооценку?». 80% завистников при высокой гордыни имеют слабую самооценку.


Неплохо бы понимать жизнь и свое место в ней. Обязательно изучи этот материал – «Становимся счастливее».

Хорошо помогает панорамное видение. Ты смотришь не только вверх и по сторонам, но и вниз. Уверен, что МИЛИОННЫ ЛЮДЕЙ ПОЗАВИДУЮТ ТЕБЕ! Не веришь? 600.000.000 одних индусов быстро убедят тебя в этом. Только в Индии – 600.000.000 человек, не имеющих возможности читать статьи в Интернете. У них нет не только Интернета, но и компьютера, а часто и надежной крыши над головой. При населении почти в миллиард там 600 миллионов нищих! В мире же их около 4 миллиардов!!!

Твое положение – объект зависти для БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ЛЮДЕЙ НА ПЛАНЕТЕ! Не ценит этого только безумец.


Если зависть к кому-то все же продолжает выжигать душу, примени метод Сократа.

Метод Сократа в борьбе с завистью

Возьми ручку и бумагу и напиши, чему ты завидуешь. Теперь спроси себя, почему ты это делаешь. Ставь цифру «1» и пиши ответ. Записал? Теперь вчитайся в написанное и опять задай себе тот же вопрос. Ставь цифру «2» и пиши ответ.

После 2-3 цифры попрет бессознательный материал – страхи, комплексы, жажды.

Треть сайта darov.net – работа с бессознательными программами. Посмотри, что на самом деле тебя мучает, и поищи статьи на тему.


Зависть и потреблятство

Люди покупают вещи, которые

им не нужны, на деньги, которых

у них нет, чтобы произвести впечатление

на людей, которых они даже не знают!

Уильям Роджерс


Хронические болезни имеют свойство сезонных обострений. Тогда к основной, вялотекущей, прибавляется букет активно прогрессирующих. Их называют осложнениями. Пример осложнения на почве зависти – потреблятство.

Думаю, ты в курсе, что западная модель цивилизации – это общество потребления. Когда все географические рынки были захвачены, а это произошло в 20 веке, и идти по горизонтали стало некуда, на полную мощь заработал рекламный конвейер. Товары стали протаскиваться в вертикальную плоскость – наш внутренний мир.




Реклама из наглядного представления товара превратилась в агрессивную информационную среду, создающую симулякры реальности. Нам втюхивают не только товары и услуги, но и менталитет. Причем пиар-технологи создали столь агрессивную среду, что сами попали под ее влияние. Они искренне верят в усеченную и выхолощенную реальность, продукцию которой призваны пропагандировать. Эффект кривого зеркала не обошел и тех, ради благополучия кого все это придумывалось.


Впрочем, не стоит углубляться. Если кратко – миллионы материально благополучных людей теряют разум, душу, а в некоторых случаях и жизнь. Их косит психическая эпидемия моделирования симулякров.


Нам рисуют неправдоподобные образы. Потом крутят их каждый день, и мы начинаем верить в их реальность. Потом пытаемся моделировать поведение и атрибуты тех, кто нам нравится. Все – беличье колесо потреблятства захлопнулось, и очередной грызун попал в стойло. Он перебирает маленькими лапками, упиваясь собственной крутизной и успешностью.


Потреблятство заставляет людей завидовать. Завидовать пустоте!

С уважением, Владимир Даров.
Категория: Отношение к себе | Добавил: Ананда (24.01.2013)
Просмотров: 2846 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Subscribe to Форум Свет Ангела by Email>

Волшебный Лотос - Рейки
Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • FreeAvalanche - Лавина Бесплатного Трафика на Ваш Сайт