Свет Ангела Воскресенье, 01.12.2024, 10:10
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Никуша  
РАДУНИЦА. ТРАДИЦИИ И ПРИМЕТЫ
Никуша Дата: Понедельник, 09.05.2016, 22:26 | Сообщение # 1
Знающая тайну
Группа: Администраторы
Сообщений: 13607
Статус: Медитирует
РАДУНИЦА. ТРАДИЦИИ И ПРИМЕТЫ




В современном христианском мире Радоница - это поминальный день, который отмечается на 9 день после праздника Пасхи.

Во вторник второй недели после Воскресения Христова каждый верующий непременно идет на кладбище сообщить своим покойным родственникам о том, что Христос воскрес и угостить упокоенных красным пасхальным яйцом, кусочком свячёной пасхи и другими блюдами.

Несколько крашенок обязательно клали на могилку или зарывали в нее. В некоторых областях считалось, что пасхальное яйцо нужно раскрошить.

Также на Радоницу обязательно угощали нищих и юродивых, подавали милостыню, чтобы несчастные также помянули усопших. И, конечно, сами родственники умерших обязательно выпивали за царствие небесное рюмку-другую.

Однако надо помнить, что напиваться до пьяна на кладбище - великий грех и умершие могут не простить такого разгула.

В этот день следует помянуть усопших молитвою, посетить церковь, где подать заупокойную записку и поставить свечу. Так же следует посетить кладбища и помянуть близких и прибраться на их могилах.

Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и, по мнению многих священников, не должен соблюдаться в православных семьях.

Не стоит оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Из всех поминальных дней Радоница наиболее отличается тем, что в этот день настроение у людей не скорбное, а радостное.

Это объясняется, верой людей в то, что придет время, когда все мертвые воскреснут, а также фактом Воскресения Христова.

Также Радоницу во многих областях России и Украины ассоциируют с Красной Горкой — праздником весны, пробуждения природы и свадеб.

Все это позволяет забыть в этот день о смерти, а подумать о жизни, которая принесет счастье и радость.

Истоки Радоницы нужно искать в дохристианской Руси - у язычников это был весенний праздник умерших. Само слово Радоница или Радуница означает по славянским поверьям хранительницу душ умерших людей.

В этот день наши предки приносили Радуницам и умершим специальные жертвы на погребальных курганах, чтобы душа покойника смогла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.

Некоторые исследователи слово «Радоница» не без основания сближали со словами «род», «предок», другие видели в нем тот же корень, что и в слове «радость», так как в Радоницу покойники призываются из своих могил на радость Воскресения Христова.

После крещения Руси Радоница обрела в христианстве новый смысл. Церковь говорит о том, что не только православные угодники Божии, но и все верующие не умирают, но живут во Господе.

Иисус Христос своим воскресением одержал победу над смертью и теперь каждому верующему христианину будет дарована господом вечная жизнь.

Как отмечают Радуницу

Приближается Радуница – совершенно уникальный праздник: в нем древние языческие традиции настолько тесно сплелись с церковными, что многие их уже и не различают.

Сегодняшний обряд поминания предков совершается почти так же, как и столетия назад. Именно в нашей стране традиция отмечать Радуницу сохраняется особенно свято, несмотря на все перипетии истории.

Очевидно, это объясняется душевной потребностью людей не терять связь со своими предками... О значимости этого праздника говорит и тот факт, что в нашей стране он объявлен нерабочим днем.

А это еще одно свидетельство преемственности между поколениями.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАЗДНИКА И ЕГО НАЗВАНИЯ

Радуница – один из древнейших языческих обрядов – весенний праздник для умерших, когда на могилы прадедов приносили вино и еду (главным образом – блины, как символ солнца), устраивали оклички(причитания)и игрища(игры, песни и пляски).

Его еще называли Радоница, Радовница, Радошница, Могилки, Гробки, Тризны, Навий день (от древнерусского «навь»-покойник).

По свидетельству Иоанна Златоуста, он совершался на христианских кладбищах уже в глубокой древности, обыкновенно во вторник на Фоминой неделе.

Существование праздника на протяжении многих столетий подтверждают и данные белорусских ученых - археологов и этнографов. Археологи на курганах XI-XII веков обнаруживали следы обрядов поминовения пращуров.

У белорусов всегда был силен культ предков, по народным представлениям, единственных и настоящих хозяев земли. В народе неукоснительно придерживались принципа "прежде чем себе - предкам".

Белорусы считали, что начинать что-то важное без их позволения нельзя. А самым важным в жизни крестьян было все, связанное с возделыванием земли. Весной начинался новый земледельческий цикл, и Радуница была своеобразной вехой.

В некоторых регионах Беларуси существовал запрет на сельскохозяйственные работы до этого дня. Люди верили, что получить разрешение на работы можно, только выказав особое почтение и уважение умершим, что и происходило во время празднования дня поминовения предков.

Радуница – очень древний праздник, поэтому точное его название трудно установить. Одни ученые считают, что оно ассоциируется с общеславянским словом «род», другие утверждают, что происходит оно от имени мифического бога Рады.

Третьи предполагают, что название праздника связано с «радоницами»(«тризнами»)– именами древних славянских божеств, хранительниц душ умерших людей, олицетворявших почитание усопших.

Радоницам и их подопечным приносили жертвы из пиршеств на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться уважением, которое ей оказывают живые.

Постепенно слово «тризна» стало обозначать поминки, а «Радоница» – весеннее поминовение усопших.

Но большинство ученых сходятся во мнении, что название Радуницы происходит от слова «радость», «радоваться». Косвенным подтверждением этой версии служит и белорусское название праздника – «радаўница».

Эту версию поддерживает и православная церковь, мотивируя тем, что в этот день, помянув усопших в храме, верующие люди приходят на могилы своих родных и близких, чтобы поделиться с ними радостной вестью о воскресшем Спасителе.

Таким образом, они разделяют с умершими радость и надежду на воскресение.

В современном русском языке принято употребление слова «Радуница», а в церковном обиходе используется название «Радоница».

КАК ПРАЗДНОВАЛИ РАДУНИЦУ НАШИ ПРЕДКИ

Особенности этого дня зафиксированы в белорусской пословице: «На Радаўницу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць».

Утром хозяйка не отходила от печи, готовила все необходимые ритуальные блюда, потом наводила порядок в хозяйстве, после чего, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня.

Семья одевалась во все нарядное, брала с собой чистую отбеленную льняную скатерть, блины, колбасу, кусок сала, освященные пасхальные яйца и соль, бутылку водки. Все это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником.

Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости. Потому что люди шли на не совсем обычную встречу, которая проводилась к тому же только один раз в год.

Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже кладбище становилось местом встречи жителей окрестных деревень. Они наводили порядок на могилах своих родственников.

На надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен в могиле: белый венок, где была похоронена девушка; белый фартук, где похоронена женщина; белый рушник, где похоронен мужчина или молодой человек.

Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле, реже – у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу в отдельности.

Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов: блюдце; стопку с положенным наверх кусочком хлеба; красное пасхальное яйцо; что-то из продуктов животного происхождения(кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы); домашнее печенье, одну конфету; неживые, сделанные из бумаги и пропитанные воском цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность.(Как парадоксально выглядит сегодня обычай посещать кладбище с парным количеством цветов, да еще и живых!)

После этого все «христосовались» с умершими – хозяйка брала пасхальное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали(скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы.

Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.

Затем самый старший из присутствующих брал бутылку и наливал водку в единственную стопку, принесенную с собой. Одну треть налитого он выливал(через руку)на могилу, вторую часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял на дне.

Стопку снова доливали и передавали следующему из присутствующих. Ритуал повторялся.

В конце оставшуюся на дне треть водки опять-таки выливали на могилу.

Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым(оставшаяся на дне «слеза»)была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. Обязательными в ходе трапезы были голошения – своеобразные причитания об умерших.

Вместе с тем запрещалось голосить о первом умершем ребенке, а также после захода солнца.

Когда ритуал поминания заканчивался, остатки еды крошили и разбрасывали по могиле, часть отдавали нищим.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАДУНИЦЕЙ

У белорусов бытовал строгий запрет «трогать» землю до Радуницы. Это могло обернуться продолжительной летней засухой и, как следствие, неурожаем, а также по¬влечь за собой смерть кого-либо из близких родственников.

Поэтому сначала наводили порядок на могилах предков, а затем начинали цикл сельскохозяйственных работ.

Чтобы урожай хорошо сохранился, бросали три раза яйцо через гумно так, чтобы оно не разбилось. Если приход Радуницы совпадал с новолунием - ждали хорошего урожая. Если Луна была в последней четверти, готовились к неурожаю.

Хозяйка, которая первая приготовит в этот день ужин, с помощью душ умерших первой завершит жатву. Кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.

В некоторых районах даже бытовало поверье, что тот, кто первым появится на Радуницу на кладбище, получит от родных покойников тайный совет, как найти клад.

Если не пригласить предков на праздничную трапезу в Радуницу, то не будет удачи всей семье, не будет урожая, скотина заболеет, а то и перемрет. Зато, если попросить предков о покровительстве, пригласить за стол – урожай будет богатым.

Беременным женщинам посещать кладбище на Радуницу строго запрещалось.



КАК НЫНЕ ПРАЗДНУЕТСЯ РАДУНИЦА ПО ЦЕРКОВНЫМ КАНОНАМ

Место Радуницы в календаре определено церковной традицией. Как и все значимые весенние праздники, она соотносится с днем празднования Пасхи.

Но в отличие от других, место Радуницы в череде праздничных дней подчинено поминальному ритму: она празднуется на девятый день, когда, по религиозным представлениям, душа после смерти человека покидает землю.

Закончив утренние приготовления, православная семья должна отправиться в храм, чтобы помянуть своих усопших родных и близких, разделить с ними духовное торжество воскрешения Господня,(на Радуницу в храмах совершают заупокойные богослужения и панихиды).

После службы верующие идут на кладбище к могилам своих родных и близких.

Основанием для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника.

По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре(лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию(это слово в буквальном смысле означает усиленное моление).

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что можно сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел.

Вот почему молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.


http://vk.com/videre_anima
Прикрепления: 9799753.jpg (35.2 Kb) · 1828461.jpg (47.4 Kb)


Когда пишется история вашей жизни, не позволяйте никому держать ручку за вас
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Для добавления необходима авторизация
Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца) Эзотерика Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования tveedo Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'