Свет Ангела Воскресенье, 05.05.2024, 19:44
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Амила  
Форум » Самопознание и Работа над собой » Путь к Себе » Выслеживание чувства собственной важности (Валерий Чугреев)
Выслеживание чувства собственной важности
Ананда Дата: Суббота, 05.05.2012, 21:48 | Сообщение # 1
Мастер осознания
Группа: Друзья
Сообщений: 4371
Статус: Медитирует


Наиболее типичные проявления чувства собственной важности

1) "Синдром гуру"

2) Споры

3) Оправдания

4) "Обратите на меня внимание"

5) Стеснительность

6) Раздражение

7) Мстительность

8) Ложная скромность

9) Заискивание

10) Поиск "недостатков" и "ошибок" других людей

11) Реакция на "плохой/хороший"

12) Героизм

13) Сомнение

14) Сожаление

15) Самолюбование

16) "Кто всех круче?"

Подробнее:

1) "Синдром гуру"

Поучения, идиотское желание учить других и наставлять на "путь истинный".

Еще такой вариант - "да я это знаю лучше тебя". Проявляется в иронии (чуть ироничная и снисходительная улыбка), желании перебить собеседника, когда он говорит что-то известное тебе.

2) Споры

Отстаивание своей точки зрения, доказывания. Также любые внутренние диалоги с воображаемыми оппонентами, споры, доказывания своей точки зрения. Моделирование в голове разных конфликтных ситуаций.

Причина спора - попытка защитить себя, защитить свой образ, свою точку зрения. Попытка защиты - это неуверенность в себе.

3) Оправдания

И объяснения в качестве оправданий. Оправдания вызваны желанием выглядеть лучше. Оправдания - это форма защиты. Оправдывающийся человек защищает свой "светлый образ", "доброе имя" и т.д.

Часто оправдания - боязнь обидеть человека, чувство вины за содеянное, боязнь, что тебя неправильно поняли.

Типичный шаблон оправдания: "Ты плохой" - оправдание. "Ты плохой" - человек воспринимает в отношении самого себя после:

1) своих же слов, действий;

2) чужих фраз и поступков по отношению к себе (человеку что-то говорят, а он воспринимает, интерпретирует это как обвинение).

Человек начинает оправдываться только поcле того, как он сам себя обвинил, не раньше. Никто никого никогда не обижает и не обвиняет, человек обижается сам и обвиняет себя сам. Он выбирает обижаться и обвинять себя. Можно причинить физическую боль, но нельзя обидеть или обвинить человека, если он сам того не выбирает.

4) "Обратите на меня внимание"

Желание получить порцию внимания и признания со стороны окружающих.

Перетягивание внимания на себя, желание быть в центре. Выражается в попытках сказать что-то "веское", "умное", "смешное". Покрасоваться перед людьми. Показать свою новую одежду, какую-то вещь, блеснуть остроумием, рассказать о событиях своей жизни (в целях привлечения внимания - "а знаете, я тут недавно…").

Синонимы - "рисовка", "дешевые понты". Более благозвучные названия - самопрезентация, самореклама. "Ну, вот я пришел, самый лучший, самый достойный, любите меня". Особенно характерно проявляется в момент встречи людей. По тому, кто как ведет себя в незнакомой компании, можно легко определить - это ЧСВ.

Нюанс: есть и осознанная самореклама, целью которой являются ресурсы (например - расположение, интерес "нужных людей") - это стратегия, а есть "дешевые понты" - это уже ЧСВ.

5) Стеснительность

По симптомам прямо противоположна "обратите на меня внимание". Возникает от неуверенности в себе. Очень часто сочетается с "обратите на меня внимание", в одних конкретных случаях может проявиться один вид ЧСВ, в других прямо противоположный. Хорошо помогают избавиться от этого проявления ЧСВ разные нестандартные поступки (пройти с соской в метро, по улице, пройти с ботинком, привязанным за веревку, и т.д.).

6) Раздражение, гнев, ярость

Раздражение, когда получается не так, как ты хочешь. Когда тебе кто-то мешает: говорить (перебивают), делать (отвлекают), быстро идти, впереди тебя кто-то плетется, а ты не можешь обогнать и др.

Раздражение, когда собеседник говорит что-то не совпадающее с твоим мнением по некоторому вопросу.

7) Мстительность

Подавляющая часть критики, подколок, запретов, отказов обусловлена банальной мстительностью. "Ах, ты мне так, тогда я тебе так" - "ответить ударом на удар".

Как правило, мстительность проявится через некоторое время, далеко не всегда очевидны причина и следствие. Что-то где-то оседает, остается в глубине, а потом всплывает и "вот тебе, на, получи...". Кто-то меня зацепил, я стерпел обиду, выждал, а потом отомстил.

Большая часть всех мстюлек идет на бессознательном уровне, не так что: "ах, зараза, вот ты меня тогда обидел, а я тебя сейчас…", на уровне головы это вообще может не проявиться. Просто "вдруг" возникает какое-то желание "ударить" человека, ударить морально, поставить на место, доказать, что он не прав в чем-то, или просто подколоть.

Очень часто это желание прячется за вполне благородными целями: "восстановить справедливость", "отстоять правоту", "наставить на путь истинный".

8) Ложная скромность

Выражается в неспособности принятия комплиментов. "Да нет, ну что вы…". Желание показать себя еще лучше за счет игры в скромного человека или просто шаблон (в детстве научили так отвечать).

9) Заискивание, раболепство

Например, в отношении с начальством. Ощущение себя маленьким, незначительным по сравнению с большим и могущественным человеком. Причина этого проявления - страх. Страх получить наказание, потерять работу и т.д. Страх не получить что-то, например, не получить расположение "важного человека".

10) Поиск "недостатков" и "ошибок" других людей

Излишнее внимание к недостаткам других. Болезненная реакция на глупость и идиотизм окружающих - "Вот идиоты, придурки" и т.д.

Гневные проповеди и осуждение. По смыслу эти проповеди сводятся к "Вы все делаете не правильно, а я знаю, как надо правильно". Потом имеющие начальный опыт борьбы с ЧСВ обычно добавляют: "Хотя кто я такой, чтобы судить других". Или так: "Вы, конечно, все придурки, но мне это безразлично".

Вместо того, чтобы работать над собой, идет напрасная трата внимания и времени на чужую глупость.

"...Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает... Ты сам должен быть безупречным человеком... ... Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности..."

11) Реакция на "плохой/хороший"

Реакция на "плохой" - раздражение, обида, оправдания.

"Плохой" может восприниматься после фраз, имеющих смысл: "Ты не знаешь, ты не умеешь, ты не можешь, ты не понимаешь". "Полный придурок". Точно такие слова и фразы, как правило, не говорят, обычно это замаскированные сообщения, уведомляющие о некомпетентности, отсутствии необходимого навыка, знаний, способностей к мышлению. Как правило, смысл таких фраз сводится не столько к желанию кого-то обидеть или оскорбить, сколько к желанию показать свое превосходство над другим.

Реакция на "хороший" - удовольствие, осознание своей значимости, чувство благодарности к тому, кто хвалит. По смыслу фразы прямо противоположны выше приведенным: "Ты умеешь, ты знаешь, ты можешь, ты умный, ты красивый, у тебя такие-то положительные качества". Опять же, все это не обязательно подается прямым текстом, иногда комплименты очень изящные и нетривиальные, осознание которых может потребовать очень много внимания. А на подсознательном уровне такие комплименты работают совершенно четко и эффективно. Во-первых - это повышение своей значимости, во-вторых - появление чувства благодарности к тому, кто комплимент сообщает, и желание сделать человеку что-то приятное.

12) Героизм

Очень забавное проявление ЧСВ. Осознается, как правило, уже годы спустя "титанических усилий", "одинокой безмолвной битвы" и подобного им идиотизма.

Образ героя в своем лице - это ощущение борьбы с внешним миром, с условиями своей жизни, с людьми, с их "тупостью", "заблуждениями" и т.д. Это образ страдальца, мученика в борьбе за светлую идею.

Борьба воина - это борьба со своим идиотизмом. Вызов воину - это собственная глупость и идиотизм, только с ними нужно бороться. Такая борьба естественна, ничего запредельного здесь нет, и никакого героизма не нужно. Нужна воля, намерение, терпение и ежедневный упорный труд. Воля должна течь спокойно, без рывков и надрывов. Каждодневное преодоление своей глупости развивает волю наиболее благоприятным образом. Героизм в виде "титанических усилий" и попыток прорыва в "светлое завтра" - это следствие глупости, идиотизма и неграмотно организованной практики.

13) Сомнение, озабоченность, страх

Проявляется в виде тревоги, нетерпения. Некоторые виды озабоченности: своей судьбой и социальным статусом, наличием или отсутствием каких-либо вещей, делом ("Получится ли? Успею ли?"), внешностью ("А хорошо ли я выгляжу?"), отношением к себе людей ("Меня никто не любит", "Я никому не нужен", "Как-то он на меня косо посмотрел", "Интересно, я понравился ей, понравилась ему?") и т.д.

Более легкая форма озабоченности - ожидания. Часто проявляется в виде ожиданий одобрения, похвалы, согласия с твоим мнением.

Варианты с ожиданием каких-либо грядущих событий, перемен ("Вот устроюсь на новую работу и все будет замечательно", "Закончу учиться, и будет совершенно новая жизнь").

Еще очень характерное проявление ЧСВ: "ожидание оценки" - ждать реакцию на свои поступки, слова. Ожидание и поиск признания со стороны окружающих. Легко заметить это на форуме, после написания своего поста, возникает ожидание оценки.

14) Сожаление, самобичевание

Я не успел, я опоздал, я не сделал. Кажется, я сказал, сделал что-то не то, а вдруг я кого-то обидел. И в мазохистских переживаниях по поводу своего ЧСВ тоже.

Очень характерно сожаление проявляется в случае - "я обидел человека". Потом идет "я плохой".

15) Самолюбование

Фантазии, грезы и воспоминания о себе любимом на темы: великий учитель всех времен и народов ("синдром гуру"), герой, великий боец и победитель, гений, просто гений, вариант - "скромный" гений :).

Вариант самолюбования: "Взгляд глазами другого человека" (думаешь, что он думает, представляешь, как выглядишь в глазах другого человека). Как правило, взгляд этот полон уважения, восхищения и т.д.

16) "Кто всех круче?"

Проявляется в двух наиболее очевидных формах: соревнования ("я лучший", "я самый первый", "мы их сделали") и извращенные соревнования - "кому из нас было трудней?" ("… да это ерунда, вот я …, вот мне тогда …").


http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/989/49989393_ab7121a24fc9.gif
 
Ананда Дата: Суббота, 05.05.2012, 21:55 | Сообщение # 2
Мастер осознания
Группа: Друзья
Сообщений: 4371
Статус: Медитирует
Практика №1

естественным образом приводит к ответу, что же такое ЧСВ? Немного поразмыслив, я пришел к выводу, что ЧСВ можно рассматривать через такие составляющие как 1) эмоциональные ловушки; 2) стереотипы восприятия и поведения; 3) принципы и закономерности работы внимания. Собственно, именно это понимание привело к появлению практики №2.

Практика 2.

1. В какую эмоциональную ловушку я попал?

2. Какой стереотип сработал?

3. В какой ситуации это произошло?

Опять же смысл практики в отслеживании и регистрировании этих 3-х моментов. Полезна также письменная фиксация результатов выслеживания, естественно, при наличии времени и возможности это сделать. По крайней мере, такая возможность всегда появляется в конце дня, когда мы обычно возвращаемся домой.

Тоже достаточно простая практика выслеживания ЧСВ. С тем лишь дополнением, что она предполагает наличие некоторых "полочек", по которым раскладывается ЧСВ. По мере изучения своих "любимых" эмоциональных ловушек и стереотипов, практика выслеживания ЧСВ приобретает более осмысленный и результативный характер. Знание эмоциональных ловушек и стереотипов позволяет через некоторое время отслеживать сам момент их зарождения и уничтожать их, пока они еще не набрали силу, т.е. "пресекать на корню", "вытаскивать хворост из-под котла" (стратагема 19).

Принципы и закономерности работы внимания здесь не предлагаются к выслеживанию, по одной простой причине - чтобы не усложнять практику. Того, что написано, вполне достаточно, если учесть, что выслеживание происходит в реальном режиме времени - "здесь и сейчас", и, как правило, речь идет о долях секунды реагирования на появление ЧСВ. Хотя, конечно, никто не мешает использовать эту практику в режиме "там и потом", спокойно перепросматривая события дня.

Подробнее узнать об эмоциональных ловушках и стереотипах восприятия и реагирования можно в соответствующих статьях. Нужно лишь отметить, что в рамках этой практики особенный интерес представляют те стереотипы, которые прямо и непосредственно приводят к попаданию в эмоциональные ловушки. Еще раз обращаю внимание на то, что собирать и изучать стереотипы и эмоциональные ловушки нужно, прежде всего, свои - индивидуальные.

Практика 3.

1. Установки

2. Реакция

3. Ожидание

4. Устремление

5. Отношение, оценка

Выслеживание чувства собственной важности происходит по пяти вышеперечисленным областям.

Эта практика появилась, как естественное желание понять и разобраться глубже, что же такое чувство собственной важности.

При всей полезности и простоте практики №2, определенно, есть проявления ЧСВ, которые явно не укладывались в модель ЧСВ, описываемую эмоциональными ловушками и стереотипами, либо укладываются, но с большой натяжкой. Собственно, практика №3 дает более точный и детальный анализ ЧСВ. Это ее несомненное достоинство, есть, конечно, и недостатки - о них чуть позже.

Смысл применения этой практики можно описать следующей аналогией: есть какое-то сложное многомерное образование ЧСВ, мы берем и проецируем его на 5 плоскостей (установки, реакция, ожидание, устремление, отношение) и детально изучаем полученную проекцию. Практика показывает, что ЧСВ, если оно имело место быть, не ограничивается каким-то одним проявлением (внешним или внутренним), но имеет сложный комплексный характер, как правило, затрагивающий все 5 изучаемых областей, т.е. проецирует себя на все плоскости сразу. Впрочем, проецирует себя на каждую из плоскостей в разной степени выраженности, т.е. определенные ситуации ЧСВ легче и отчетливее видны на каких-то отдельных плоскостях.

Разберем простой пример. В качестве рабочего материала - одно из моих проявлений ЧСВ. Было замечено и отслежено давно, но понять и разобрать его я смог только сейчас, используя данную практику.

Итак, пример. Я оставляю какие-то сообщения на форумах - ответы на чужие сообщения, свои соображения и т.д. Как правило, я считаю их достаточно интересными, полезными и, безусловно, глубокими по содержанию :). Потом я начинаю ждать ответ на свои сообщения. Иногда это выглядело особенно забавно, через каждые 5-10 минут я мог заходить в инет, чтобы проверить, не было ли ответа на мой пост. И чем дольше не было ответа, тем больше меня это напрягало. Испытываемые чувства в те моменты: нервозное ожидание, раздражение, разочарование, иногда даже обида (если на сообщения так и не отвечали).

Естественно, это не были истерики, а так, легкая степень проявленности данных чувств, но, тем не менее, они были. Особенно неприятно было, когда мои сообщения вообще игнорировали. В те моменты обычно появлялись мысли примерно такого содержания: "или я оставил очень умное сообщение, и его просто никто не понял, или какое-то очень глупое, на которое народ вообще решил не отвечать, или просто меня игнорируют".

Думаю, этого уже достаточно для того, чтобы разобрать применение практики №3.

1. Установки или убеждения. Обычно это несознаваемые и слабоосознаваемые правила, которые у каждого есть в голове. В данном случае несколько моих установок, непосредственно связанных с чувством собственной важности, могли иметь следующее содержание: "обычно я говорю умные мысли", "на мои умные мысли и речи люди должны реагировать", "когда на меня не реагируют, значит, что-то здесь не так". Обратите внимание, все эти убеждения непосредственно затрагивают "Я", т.е. интересующие нас установки (касающиеся ЧСВ) так или иначе будут крутиться вокруг "Я", своей личности, своей самооценки, своей самоидентификации и т.д.

Естественно, что все эти соображения относительно моих установок - не более чем гипотеза, которую можно и нужно проверять в других ситуациях. Если перечисленные выше установки имеют место быть в различных ситуациях (не ограничивающихся одним лишь примером с форумом), тогда с некоторой степенью вероятности можно предположить их действительное наличие.

Часто установки выражаются в виде самоограничений, т.е. "можно вот это и это, а это нельзя", в виде "мне надо", "мне нужно", "я должен" и т.д. (об этом уже шла речь в статье "Второй принцип сталкинга").

2. Реакция. Это достаточно очевидный момент, я среагировал на эту ситуацию, она меня зацепила. Если бы мне было "параллельно", отвечают ли на мои сообщения или нет, то, естественно, никакой реакции, связанной с чувством собственной важности, и не было бы.

Если вспомнить про стереотипы, то в данном случае был весьма наглядный и что характерно, стабильно повторяющийся стереотип "меня игнорируют - раздражение, разочарование, обида" (повторяющийся не только в этой, но и других ситуациях). На самом деле, здесь конечно больше, чем один стереотип реагирования, здесь также присутствует несколько стереотипов восприятия: "мои умные сообщения", "меня игнорируют", но в контексте данной практики их уместнее рассматривать в области 5 - отношения и оценки.

3. Ожидание. С ожиданием здесь тоже все достаточно очевидно. Разбор данного проявления ЧСВ демонстрирует мое ожидание того, чтобы "меня заметили и обратили на меня внимание". Естественно это тоже относиться к ЧСВ. И ровно также в центре внимания я сам. Синонимом ожидания является желание. Уместно вспомнить здесь известное изречение Будды - "желания порождают страдания", в нашем случае - вышеописанную реакцию.

4. Устремление или побуждение. Здесь ситуация несколько сложнее. Также, как и в случае с установками, мы можем только строить предположения, опираясь на смутные ощущения адекватности и объективности интерпретации. Как мне представляется, в данном случае проявляются устремления: "произвести собой впечатление", "продемонстрировать свои знания", "донести свою умную мысль".

Обратите внимание, устремление "произвести собой впечатление" является, в общем-то, довольно распространенным в нашем обществе, но проявляется оно у всех по-разному и проявляется в зависимости от интересов и приоритетов. Если взять, к примеру, женщин (в основной своей массе, хотя, конечно, есть и исключения), то подобное устремление конкретизируется у них в области внешнего вида, косметики и одежды.

Для меня, например, значимой является область знаний, и, соответственно, мои устремления, касающиеся ЧСВ, так или иначе связаны с моими интересами, в данном конкретном случае проявляется в виде устремления "продемонстрировать свои знания".

Естественно также, что ожидания и устремления связаны самым непосредственным образом, т.е. устремляясь куда-то там :), мы, естественно, что-то ожидаем.

5. Отношение, оценка. Здесь вроде бы все достаточно очевидно: "мои умные сообщения", "меня игнорируют" - это и есть оценка и отношение к происходящему, и опять в центре внимания я сам.

Еще стоит отметить, что основной причиной подобных "залетов" является слишком серьезное отношение к самому себе.

Описанный выше анализ - "разложение по полочкам" - и есть способ применения этой практики. Она тоже работает и дает неплохие результаты, однако у нее есть и минусы. Собственно минус один - она довольно громоздкая в плане оперативного реагирования в режиме реального времени. На нее нужно время и достаточный интеллектуальный ресурс. Нужно время, чтобы "пораскинуть мозгами", и нужно умение это делать. Надеюсь, что со вторым у вас все в порядке, с первым же... Это хорошо, когда есть свободная минутка-другая времени и можно проанализировать ЧСВ в соответствии с вышеприведенной схемой. А если нет? Тогда нам поможет практика №4.

Практика 4.

Выслеживание чувства собственной важности через отслеживание любого из следующих проявлений:

"выдвигание себя на первое место";

"слишком много себя";

"слишком серьезное отношение к себе".

Это метафоры, которые очень точно описывают наличие ЧСВ. Смысл практики в том, чтобы регулярно проверять себя на наличие любого из выше перечисленных проявлений.

Пишу эти строки и понимаю, что рациональных аргументов не хватает, просто попробуйте сами.

В тот момент, когда вы хотя бы смутно почувствовали за собой ЧСВ (вроде есть что-то, но что не понятно), попробуйте оценить свое состояние - мысли и чувства на предмет соответствия с любым из этих трех проявлений ("выдвигание себя на первое место", "слишком много себя", "слишком серьезное отношение к себе"). Обычно они присутствуют все, хотя, может быть, какое-то из них будет более заметным и очевидным в конкретной ситуации.

Эта практика весьма эффективна и проста в использовании, единственное, что требуется для ее успешного применения, это некоторый опыт самовыслеживания.

Если не получается, попробуйте предыдущие практики. В этой статье они расположены в порядке возрастания необходимого для их использования осознания и опыта самовыслеживания.


http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/989/49989393_ab7121a24fc9.gif
 
=ANGEL= Дата: Суббота, 05.05.2012, 22:01 | Сообщение # 3
Говорящая с Ангелами
Группа: Друзья
Сообщений: 2973
Статус: Медитирует
ух-как все подробненько расписано!!!!! здорово!!!!!


Если ты споткнулся и падаешь - расправь крылья!
 
Ананда Дата: Суббота, 05.05.2012, 22:08 | Сообщение # 4
Мастер осознания
Группа: Друзья
Сообщений: 4371
Статус: Медитирует
=ANGEL=, столько у себя "добра"нашла...лопаты мало будет-нужно экскаватор,что-бы все выгрести...

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/989/49989393_ab7121a24fc9.gif
 
Форум » Самопознание и Работа над собой » Путь к Себе » Выслеживание чувства собственной важности (Валерий Чугреев)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Для добавления необходима авторизация
Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца) Эзотерика Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования tveedo Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'