Мои внутренние родители: расставание со сказкой
|
|
Никуша | Дата: Понедельник, 18.05.2015, 09:39 | Сообщение # 1 |
Знающая тайну
Группа: Администраторы
Сообщений: 13607
Статус: Медитирует
| Мои внутренние родители: расставание со сказкой
Сейчас много пишут о Внутреннем Ребенке. О важности его принятия в целостный образ Я для того, чтобы быть способным радоваться, любить, чувствовать.
В этой статье психолог Геннадий Малейчук обращается к Внутреннему Родителю – образам родителя, содержание которых оказывает огромное влияние на жизнь человека.
МИР КАК ОБРАЗ
Жизнь человека во многом определяется его субъективными представлениями о реальности – ее репрезентациями во внутреннем мире – образами мира или его картиной. Образ мира и его компоненты – образы Других, образ Я, формируясь в процессе жизни, становятся теми линзами, через которые преломляется реальный мир.
Эти образы и становятся для человека реальностью – его субъективной реальностью. И другой реальности для него и не существует.
В этой связи мы можем с уверенностью утверждать, что образ важнее реальности. Человек строит свои отношения с миром и его объектами через призму их образов или внутренних феноменов.
Образ родителя является частным аспектом образа Другого. Родители являются важными объектами в жизни ребенка, и он в процессе контакта с ними, безусловно, создает их образы.
Так реальные родители становятся феноменами внутреннего мира ребенка – образами его родителей.
Эти образы могут в разной степени соответствовать родителям как реальным людям. Чем выше степень их несовпадения, тем более проблемными оказываются отношения с родителями у ребенка и в целом с миром.
Рассмотрим подробнее качественное содержание образа родителя.
РОДИТЕЛЬ КАК ОБРАЗ
Важным критерием здоровых гармоничных отношений с родителями является наличие к ним разнонаправленных по модальности чувств средней интенсивности.
Человек является автономным субъектом жизни том случае, когда к родителям у него есть разные чувства: любовь и злость, благодарность и обиды, но сила этих чувств не «отвлекает» его от собственной жизни.
Образ родителя в этом случае является дифференцированным и целостным и соответствует реальному родителю (в высокой степени совпадает с ним).
Наличие чувств лишь одной модальности (только любовь, только злость и т.д.) говорит о том, что человек остается в отношениях зависимости от родительских образов.
Чем больше интенсивность чувств к родителям – тем больше степень зависимости от них. Очень сильная любовь или очень сильная обида в данном случае — маркеры сильной зависимости от родительского образа.
Эмоционально нагруженные образы родителя отнимают у ребенка энергию от других объектов мира и в целом от его собственной жизни. Ребенок в этом случае живет жизнью родителей.
В данном случае образ родителя перестает быть целостным и оказывается расщепленным на «хорошего» и «плохого» родителя.
Еще более сложной является та ситуация, когда родители или один из родителей отвергаются ребенком со следующим посланием: «Ты мне не отец», «Ты мне не мать». В этом случае создается впечатление его полной независимости от родителя.
На самом же деле, образ родителя оказывается сильно расщепленным. Реальный родитель становится плохим, недостойным, воображаемый же оказывается в высшей степени идеализированным и притягательным Ребенок в этом случае всю жизнь ищет «хорошего» родителя.
Такие люди часто оказываются в ситуации депрессии: отсутствие реальной связи с реальными родителями лишает их жизненной энергии – на идеальный образ опереться сложно.
Первоначальный образ родителя (на это указывают представители теории объектных отношений) расщеплен на «хорошего» и «плохого». (Хорошая грудь — плохая грудь, хорошая мать – плохая мать).
В случае здоровых детско-родительских отношений родитель доступен для реального контакта и в этом контакте проявляет себя как разный, не идеальный, способный делать ошибки и признавать их.
Достаточно хороший родитель (термин Виникотта) – сомневающийся, ошибающийся, эмоциональный, одним словом – живой. В результате такого контакта у ребенка происходит интеграция двух полярных образов объекта в целостный и непротиворечивый образ.
Образ родителя остается расщепленным в том случае, если родитель оказывается недоступным для реального контакта. Подобная ситуация может складываться в следующих случаях:
• родитель старался быть идеальным, правильным, не выходил из образа хорошего родителя. Ребенок не встречается с реальным, «живым», неидеальным родителем, а лишь с его идеальным образом;
• родитель был реально плохим (родители психопаты, алкоголики). Реальный родитель не может быть принятым в качестве образа и замещается в психической реальности воображаемым, идеальным образом;
• родитель отсутствовал (ребенок воспитывался одним родителем либо вообще без родителей). Встречи с реальным родителем не было. Ребенок «контактировал» с воображаемым родителем;
• родитель рано ушел из жизни. Ребенок не успел де-идеализировать родителя, разочароваться в нем и встретиться с ним как с реальным объектом. В его памяти остался его идеальный образ.
Во всех вышеперечисленных случаях по разным причинам у ребенка нет опыта разностороннего, интенсивного контакта с реальным родителем и его образ не оказывается интегрированным в целостный, а остается расщепленным, полярным.
В здоровых детско-родительских отношениях ребенок постепенно разочаровывается в родителе, происходит неизбежно процесс свержения его с трона или де-идеализация.
Проходя через этап разочарования, ребенок встречается с неидеальной реальностью. Это позволяет принять реальный образ родителя, встретиться с ним с как реальным человеком и в итоге разочаровавшись, «переключиться» на собственные внутренние ресурсы.
В нарушенных детско-родительских отношениях ребенок продолжает удерживать идеальный образ родителя, не отпускает его. В жизни ему невозможно опереться на реального родителя, он не может принять такую его реальность.
Реального родителя в этом случае принять невозможно. Разочарования не происходит. Для этого необходимо одновременно много поддержки со стороны реального родителя.
У ребенка остается тоска по хорошему родителю и он всю жизнь находится в его поиске. И ему невозможно переключиться в режим самоподдержки.
ВОЛШЕБНЫЙ РОДИТЕЛЬ
Идеальный родитель в описанном выше случае остается сказочным родителем, обладающим волшебством. У ребенка (вне зависимости от возраста) остается надежда на волшебство.
Реальных родителей в этом случае не оставляют в покое – на них злятся, обижаются, ненавидят – потому что ожидают от них этого волшебства, не получают его, но не теряют надежды его получить.
В случае же реального отсутствия родителей все равно остается образ сказочного идеального родителя и надежда. Такие уже взрослые дети продолжают жить в жизни-сказке.
Эта сказка далеко не всегда бывает приятной. Но такая жизнь все равно остается сказкой из-за присутствия в ней установки на волшебную помощь извне — «вот придет хорошая, безусловно добрая мама, хороший безусловно поддерживающий папа и решит мои проблемы».
В реальных сказках всегда есть конец сказки. Конец сказки – рубеж. За которым сказка с ее необходимым элементом – волшебством – заканчивается.
А дальше начинается реальная жизнь, в которой не стоит ожидать извне волшебной помощи, а лучше надеяться и опираться на свои собственные силы – свой опыт, знания, умения.
ТЕРАПИЯ
Терапия такого типа клиентов достаточно непростая. Мы имеем дело с психологически незрелым клиентом с детской установкой к другими людям и в целом к жизни. Эту установку клиент будет пытаться подтвердить и в терапии.
Непросто расставаться со сказкой, так как сложно отказаться от идеи волшебного изменения жизни извне. Детская магическая инфантильная установка к жизни сохраняет веру в волшебную помощь извне – кто-то придет и решит твои проблемы.
Этим «кто-то» может быть любой, значимый для клиента человек – супруг, начальник, президент… На этого другого проецируются функции идеального родителя.
В терапевтических отношениях таким всемогущим Другим становится терапевт. На него клиент проецирует образ всемогущего, волшебного родителя. Он наделяется качествами такого волшебного спасателя, способного качественно изменить его жизнь.
Я называю такую терапию терапией взросления.
Взросление – это переключение установки ожидания изменений в жизни извне на внутреннюю установку, с опорой на себя. Для этого клиенту необходимо расстаться с иллюзиями, идеальными образами мира и встретиться с реальным родителем и реальным собой.
Расстаться с иллюзиями, как уже отмечалось непросто. Расставание со сказкой – расставание с детством. Терапевт в этом случае выполняет родительскую функцию встречи клиента с реальностью. А для этого клиенту необходимо получить опыт разочарования.
Разочарования в том, что мир не идеален и в этом мире безусловная, жертвенная любовь возможна только от матери. И не каждая мать способна на такую любовь.
А если и способна, то лишь в небольшой период своей жизни. И это правда жизни.
И это осознание нужно пережить и принять. Принять этот мир с его условной любовью, где тебя будут ценить за твои реальные поступки, за смелые ответственные решения.
И отказаться от детской сказки с ожиданием волшебства извне. И впечатлиться, что взрослый человек сам является волшебником в своей сказке под названием Жизнь!
Автор: Геннадий Малейчук
http://www.liveinternet.ru/users/light2811/rubric/1574820/
Когда пишется история вашей жизни, не позволяйте никому держать ручку за вас
|
|
| |
Никуша | Дата: Четверг, 21.05.2015, 08:56 | Сообщение # 2 |
Знающая тайну
Группа: Администраторы
Сообщений: 13607
Статус: Медитирует
| Сила Контролирующего Родителя
В своей практике я часто сталкиваюсь с сильным Внутренним Контролирующим Родителем клиента, который блокируют его Внутреннего Ребенка, тем самым перекрывая доступ к радости, любви, спонтанности и самовыражению, настоящим желаниям и потребностям человека.
Почему Контролирующий Родитель так силен и важен? Давайте разбираться.
Хороший родитель или родительская фигура часто ассоциируется с заботой, любовью, сопереживанием и разрешениями. Такой родитель транслирует своему ребенку, что чтобы он ни сделал, он все равно останется для него хорошим, добрым и любимым.
И даже двойка за поведение, полчаса в углу, и день без сладкого не повлияет на этот непреложный факт.
Подобное отношение навсегда запечатлевается в психике ребенка и является крепким фундаментом для дальнейшей успешной жизни.
В Транзактном Анализе такая искренняя любовь и забота является содержанием Внутреннего Заботливого Родителя. Это защитник и союзник Внутреннего Ребенка.
Почти безупречные родители – редкость, если не миф в нашем мире. К сожалению, и во внутреннем мире клиента, он так же мал и зачастую не развит.
Намного чаще детям приходится сталкиваться с ограничивающей, наказывающей, подавляющей стороной родительской фигуры, что является содержанием эго-состояния Контролирующего Родителя. Иногда эти аспекты нивелируют, то хорошее, что родители дают своим детям.
К сожалению, у ребенка, особенно у маленького, нет другого выхода, кроме как оставаться рядом с родителями и подстраиваться под их систему ценностей, взглядов на воспитание и тем, каким они хотят видеть его в будущем. Иначе не выжить.
Дети могут утомлять своей активностью, непослушанием и возрастными кризисами, пугать своими выходками и порой заставлять сомневаться в их наследственности.
Поэтому многие родители предпочитают подавлять, подчинять и контролировать своих детей, блокируя их спонтанность и свободу самовыражения.
В своей книге «Для твоего собственного блага» известный психолог Алиса Миллер сформулировала определение «отравляющей педагогики» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности.
Вот основные правила, которые способствуют травматизации ребенка:
— Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. — Родители определяют, что хорошо и что плохо. — Ребенок несет ответственность за гнев родителей. Если они сердятся – виноват он. — Родители всегда должны быть защищены. — Детское самоутверждение в жизни создает угрозу авторитету родителя. — Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.
Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.
Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:
— психологические ловушки, — обман, — двуличность, — увертки, — отговорки, — манипуляции, — тактика устрашения, — отвержение любви, — изоляция, — недоверие, — унижение, — позор, вплоть до истязания, — обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут — лучше ничего не трогай!», «Все равно ничего хорошего не получится!»).
Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:
• Любовь – это обязанность; • родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители; • дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети; • высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами; • нежность (сильная любовь) вредна; • удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни; • притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность; • то, как вы себя ведете, важнее того, что вы на самом деле собой представляете; • родители не переживут, если их обидеть; • родители не могут говорить глупости или быть виноватыми; • родители всегда правы, они не могут ошибаться.
При этом, родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка. Подобное заблуждение идет из их детства.
Так же, может с некоторыми поправками, воспитывали их родители.
С точки зрения классического Транзактного Анализа, образ родителей не поддается критике. Он перенимается ребенком целиком, без каких бы то ни было изменений и является основным содержанием эго-состоянием – Родитель.
Голос родителя со своими посланиями, запретами или разрешениями как будто встраивается в психику человека и не оставляет его до конца жизни, критикуя, подавляя, принижая его Внутреннего Ребенка (Вы от зачатия до 8 лет), и по-прежнему руководя его жизнью.
Вот несколько типов родительского поведения и возможный результат их воспитания.
Чрезмерно критикующий Родитель. Определение говорит само за себя. Критикующие родители не стесняются в выражениях, принижая своего ребенка: «Ты – глупый. Никогда ничего не понимаешь!», «Ты можешь хоть раз в жизни сделать что-нибудь правильно?!».
Люди, которых вырастили критикующие родители, также будут обесценивать труд и старания других. Однако, не менее критично они будут относиться к себе, веря в то, что они непроходимо глупы и ущербны. Жить с такими убеждениями очень нелегко.
Сверхопекающий Родитель. Фразы, характерные для таких родителей: «Позволь мне сделать это за тебя», «Не беспокойся, я обо всем позабочусь», «Ты просто скажи мне, эти дети были невежливы с тобой?».
Их дети, скорее всего, в Родителе будут вести себя несколько «подслащено» в отношениях с детьми или взрослыми, однако, впадая в состояние Ребенка, предпочтут действовать как чрезмерно зависимые личности, которые нуждаются в защите и опеке.
Конфликтующие Родители. Родители этого типа предпочитают выяснять отношения на глазах ребенка, не принимая его чувства и страхи в расчет.
Они могут громко спорить или говорить тихо и рассудительно, оскорблять друг друга или с подчеркнутой вежливостью настаивать на своем. Это может выглядеть забавно и даже весело, а иногда жестоко и горько.
Конфликт разгорается из-за работы, нехватки денег, образования, секса или из-за плохого воспитания детей одним из супругов.
Будучи взрослыми, дети таких родителей, находясь в эго-состоянии Ребенка, могут пугаться громких голосов и стремиться уйти от конфликта.
Внутри эго-состояния Родитель они переживают целые «баталии», пытаясь принять решение, а при взаимодействии с другими людьми часто ведут себя, то, как один родитель, то, как второй.
Отстраненные Родители редко бывают дома, а если они и дома, то обычно не делятся своими мыслями и чувствами, и большую часть времени проводят, уединившись в кабинете, гараже или мастерской.
На предложение поиграть или уделить внимание реагируют отказом: «Не отвлекай меня, я занят/занята?». Они забывают дни рождения и другие значимые даты и как будто отсутствуют в жизни семьи.
Люди, получившие такое воспитание, будут часто держаться на расстоянии от других людей и вести себя отстраненно и не вовлекаться в происходящее так же как их родители.
В эго-состоянии Ребенок часто ведут себя дружелюбно, но неуверенно. Они будут искать кого-то, кто мог бы стать для них вовлеченным родителем, и в то же время сомневаться, что их поиск увенчается успехом.
Сверхорганизованные Родители. У таких родителей все распланировано наперед, однако, они редко показывают тепло и любовь своему ребенку, они не так импульсивны, критичны и заботливы, как другие родители.
Дети родителей этого типа также хорошо организованы и требуют того же от других людей. Но когда они находятся в состоянии Ребенка, то часто восстают против порядка или погружаются в безразличие.
Однако, беспрекословно подчиняются организациям в целом и организованным людям, в частности.
Непоследовательные Родители. В один день такой родитель говорит одно, а наследующий день – другое. Например, в пятницу он говорит: «Я беспокоюсь о тебе. Приходи домой вовремя, пожалуйста», а в субботу: «Мне безразлично, где ты был/была, и чем ты занимаешься. Оставь меня в покое».
Человек, получивший подобное воспитание в эго-состоянии Родитель будет вести себя непоследовательно, проявлять нерешительность и недоверчивость к людям, поскольку не знает чего от них ожидать.
Другие люди могут воспринимать детей непоследовательных родителей, как «нечестных». В эго-состоянии Ребенок, такой человек будет стараться угадать настроение другого, чтобы отреагировать соответствующе.
Сверхнуждающиеся Родители находятся в постоянном ожидании заботы от своего ребенка. Фактически они меняются с ним местами. В обязанности ребенка входит делать родителей счастливыми, подбадривать их и не критиковать.
Люди, у которых были такие родители, в своем эго-состоянии Родителя будут вести себя также как и их нуждающиеся родители. А в Ребенке будут брать на себя привычную роль маленького родителя.
Часто они выбирают нуждающегося в заботе супруга и помогающую профессию.
***
Образ родителей не поддается критике. Он перенимается ребенком целиком, без каких бы то ни было изменений, и правила установленные родителями являются незыблемыми. Вот почему Контролирующий Родитель настолько силен.
Часто, с виду взрослый человек, страдает под гнетом Внутреннего Родителя, который голосом мамы или папы, или другой авторитетной родительской фигуры управляет его жизнью.
В детстве жизнь ребенка зависит от родителя, его решений, настроения, отношения и прочего. Тогда подстроиться под родителя было одной из стратегий выживания в этом большом и страшном мире.
Однако, детство заканчивается, люди взрослеют и у них появляется гораздо больше сил, знаний и опыта, чтобы не только сохранить себя, но и жить с радостью и удовольствием.
Эта информация содержится во Взрослом эго-состоянии. Именно с помощью него можно «провести ревизию» эго-состояния Родителя, очистить его от старых, вредоносных программ, убеждений относительно себя, других, и мира в целом.
А также усилить заботливую часть Родителя, урезонить критикующую, тем самым обеспечив себе внутреннюю поддержку, благополучную жизненную позицию и защиту.
Автор: Ксения Панюкова
http://www.liveinternet.ru/users/light2811/rubric/1574820/
Когда пишется история вашей жизни, не позволяйте никому держать ручку за вас
|
|
| |
|