Свет Ангела Суббота, 04.05.2024, 11:10
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Амила  
Форум » Администрация » Библиотека » Далай-лама Гарвардские лекции
Далай-лама Гарвардские лекции
Sopheeya1984 Дата: Воскресенье, 16.12.2012, 11:47 | Сообщение # 1
Практик
Группа: Пользователи
Сообщений: 457
Статус: Медитирует


Полностью - тут:
http://www.theosophy.ru/lib/dl-harv.htm

Гарвардские лекции Tenzin Gyatso
Поскольку мудрость, постигающая бессамостность, способна достичь освобождения, она есть путь.
И главное здесь то, что поток сознания никогда не прерывается.

Ответ: Этот вопрос вызван непониманием того, что на относительном уровне «я», личность, действительно существует. Есть два вида высокой самооценки. Первый проистекает от уверенности, имеющей под собой здравую основу, – это мужество и смелость, которые нам безусловно необходимы. Второй является высокомерием, основанным на заблуждениях, – это гордыня. Но если, занимаясь практикой, человек ощущает ее истинное влияние или результаты, этим можно гордиться, я имею в виду – радоваться.
В своем труде «Вступление на путь деяний бодхисаттвы» Шантидева описывает различные виды высокой самооценки. Суть одного из них – иметь мужество считать, что ты можешь то, чего другие не могут, это не гордыня, а сила воли, которая вовсе не противоречит смиренному и почтительному отношению к другим.

Гордыня основана на совершенно ином образе мышления, чем мужество. При разрушении эго депрессия возникает скорее всего из-за неспособности постичь относительно существующее «я». И всё же, когда у вас разовьется некоторое представление о пустоте, появится иное, непривычное ощущение самого себя. Как правило, нам кажется, что «я» – это некая твердыня, независимая и весьма сильная. При новом понимании всё это уходит и остается ощущение простого «я», которое накапливает карму и совершает действия. Подобное самоощущение вовсе не вызывает депрессии.
Если вам сложно признать существование чисто номинального «я» и чисто номинальных причин и следствий действий, если на каком-то этапе, приняв бессамостность, вы не можете осознать принцип взаимозависимого происхождения, то лучше признать взаимозависимое происхождение и отказаться от бессамостности. Ведь есть много уровней бессамостности, и Будда, чрезвычайно искусный в методах, проповедовал учения о более грубых уровнях бессамостности тем, кто пока был не способен понять более тонкие уровни. Не следует думать, будто залог успеха – немедленный доступ к глубочайшему уровню бессамостности, а если он недоступен, то все усилия бессмысленны. Следует продвигаться постепенно, сообразно своему интеллектуальному уровню. В любом случае, взаимозависимое происхождение следует ценить больше, чем пустоту.

Последователи Санкхьи считают: когда к человеку приходит понимание того, что все разнообразные виды удовольствия и боли исходят от основного принципа, этот основной принцип, образно говоря, сгорает от стыда и прекращает свои превращения применительно к этому человеку, вследствие чего человек достигает освобождения.
В буддийских системах утверждается: поскольку результаты – страдания – являются составными явлениями, их причины тоже должны быть составными, непостоянными явлениями и не могут являться постоянными факторами.

В целом, основным местом обитания сознания считается сердце, но не орган, который перекачивает кровь, а нервный или энергетический центр (чакра), расположенный в области сердца. В текстах Мантраяны говорится, что чакры расположены в центральной части тела, но эти описания предназначены для медитации и не обязательно соответствуют действительному их местонахождению. Однако медитация, основанная на этих указаниях, определенно приносит плоды, в том числе порождение внутреннего тепла и пресечение концептуального мышления.
Именно в том месте, где сознание проникает в находящуюся в матке оплодотворенную яйцеклетку, образуется сердечная чакра, а в момент смерти именно оттуда покидает тело сокровенное тончайшее сознание. В Тантре Калачакры излагается система четырех капель (санскр. бинду) – основ тонких видов сознания, где закладываются различные предрасположенности. В соответствии с этой трактовкой капля в области лба порождает состояние бодрствования, капля в области горла порождает состояние сна, капля в области сердца порождает состояние глубокого сна, а капля в области пупка порождает состояние блаженства, так называемое четвертое состояние. Таким образом, объясняется: когда человек погружен в глубокий сон, внутренние энергии (или ветры) и сознание собираются преимущественно в сердечной чакре, а когда человек видит сны, внутренние энергии и сознание собираются в горловой чакре.
Следовательно, если йогин, практикующий Мантру, захочет вызвать ясный свет сновидения, он представляет, что ветры и сознание собираются в сердечной чакре тела сновидения, – так можно прервать сновидения и явить ясный свет. Итак, сон и сновидения связаны с сердечной и горловой чакрами.

Вопрос: Оказывает ли влияние на переживания во время смерти то, как именно человек умирает, то есть от болезни, в результате самоубийства или убийства или от старости?
Ответ: Если человек умирает в результате несчастного случая, например, в автокатастрофе, восемь уровней растворения сознания происходят, но очень быстро. Если человек умирает после тяжелой продолжительной болезни, которая поглощает телесные составляющие, и тело крайне ослабевает, стадии растворения происходят, но нечетко – они туманны, размыты. Именно поэтому те, кто обладает соответствующими способностями, делают практику переноса сознания (тиб. пхова), пока тело еще не ослабело.

Любая система, признающая сознание-хранилище, не признает внешних объектов; объекты кажутся внешними сущностями, отдельными от воспринимающего их сознания, но в действительности по своей природе они неотделимы от ума.

МЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

1. Ощущение[116], состоящее из приятных, болезненных и нейтральных ощущений. В данном контексте ощущение есть не ощущаемый объект, но то сознание, что ощущает.
2. Различение[117], то есть разделение объектов на «этот – такой, а тот – такой».
3. Намерение,[118] или внимание, направляющее ум к объекту.
4. Ментальное вовлечение[119], то есть фактор, привлекающий ум к объекту.
5. Соприкосновение[120], посредством которого объект определяется как привлекательный, непривлекательный или нейтральный.

Следующая группа ментальных факторов называется определяющими, так как они имеют дело со специфическими признаками объекта. Вот они:
1. Устремление[123], то есть поиск объекта.
2. Убежденность[124], то есть фактор принятия объекта за то, в качестве чего он был удостоверен
  • .
    3. Внимательность[125], то есть памятование об объекте, удержание его в уме.
    4. Сосредоточение[126], или однонаправленность ума. Имеется в виду не высшее медитативное сосредоточение – шаматха, а незначительный фактор однонаправленности, или устойчивости, ума, которым мы обладаем уже сейчас.
    5. Знание (или мудрость)[127] – то, что подвергает объект анализу.

    В следующую группу входят одиннадцать благих ментальных факторов:
    1. Вера[128].
    2. Совесть[129], помогающая человеку избегать неправедного поведения как несовместимого с собственными взглядами.
    3. Чувство стыда[130], позволяющее избегать неправедного поведения из опасения вызвать неодобрение других.
    4. Непривязанность[131], которая рассматривает желание как порок и тем самым намеренно обуздывает его.
    5. Не-ненависть[132], которая рассматривает ненависть как порок и тем самым намеренно обуздывает ее.
    6. Не-неведение[133], которое рассматривает неведение как порок и тем самым намеренно устраняет его.
    7. Усердие[134], то есть воодушевленное стремление к добродетели.
    8. Податливость[135], то есть услужливость тела и ума, возникшая в результате развития сосредоточения.
    9. Самодисциплина[136], то есть изучение и проверка самого себя, что крайне важно для ежедневной практики.
    10. Равностность[137].
    11. Непричинение вреда[138].
    Вышеупомянутые одиннадцать факторов относятся к благим ментальным факторам, так как они добродетельны по своей сути.

    Поскольку ложные воззрения делятся на пять видов, считается, что есть десять категорий коренных омрачений – пять не-воззрений и пять омрачающих воззрений. К последним относятся следующие:
    1. Воззрение, которое рассматривает преходящее собрание (скандх) как самосущие «я» и «мое»[145]. Это омрачающее познание, которое, наблюдая подверженное распаду собрание психофизических совокупностей, воспринимает их как самосущее «я» и самосущее «мое».
    2. Крайние взгляды. Это омрачающее познание, которое считает «я», порожденное вышеуказанным взглядом на преходящее собрание (скандх), либо постоянным, незыблемым и неизменным, либо никак не связанным с будущей жизнью. Эти два воззрения называются, соответственно, крайностью этернализма и крайностью нигилизма.

    Итак, выделяют три уровня сознания – грубый или низший (пять сознаний чувств), тонкий (восемьдесят концептуальных сознаний) и наитончайший (четыре пустых). Наиболее утонченный из последних – ум ясного света.

    Наш основной ум сам по себе весьма благороден и чист, как очень честный президент, но на второстепенном уровне гнездится множество как благих, так и скверных помыслов, таких, как желание, высокомерие, обман и лицемерие, которые, подобно министрам или секретарям, дают сознанию множество дурных советов.

    Тот, кто посвятил себя духовной практике, подобен солдату на поле брани; правда, он сражается не с внешним врагом, а силами неприятеля, которые обитают в нас самих. Вот наши истинные враги.
    Поэтому необходимо поднять все добродетели своего ума на борьбу, на подлинное сражение, где нашими боевыми доспехами будет мудрость, а оружием – однонаправленная медитация – настоящая ракетная установка! Но ракету не запустишь голыми руками, без стартовой установки. Точно так же и мудрость невозможно использовать должным образом без однонаправленной внимательности.

    КАРМА

    Обусловленность, которой мы подвержены с безначальных времен, заставляет нас пребывать в уверенности, что скандхи обладают самобытием. Ведь какое бы явление ни возникло, мы относимся к нему как к самосущему – установленному «со своей стороны» – и цепляемся за эту видимость. Точно так же мы цепляемся и за видимость самобытия скандх.
    Полагая, что скандхи, на основе которых определяется «я», обладают самобытием, мы также считаем, что и зависящее от них «я» является самосущим.

    Когда возникают «я» и «другой», появляются привязанность и ненависть.
    Когда появляется ощущение незыблемо существующего, осязаемого, надежного «я», возникает и чувство его отличия от другого – раз есть «я», есть и «ты», – что влечет за собой привязанность к одной из сторон и гнев, направленный на другую.

    Поклоняюсь состраданию к существам-скитальцам,
    Беспомощным, словно ведро в колодце, —
    Сначала уцепятся за «я»,
    А потом возникает привязанность к вещам: «Это мое».

    Сначала блуждающие в сансаре существа зарождают представление об истинно существующем «я», а затем, как следствие, воображают, что есть и истинно существующее «мое». В силу этого они заключены в сансаре, как привязанное за веревку ведро, что беспомощно болтается в колодце, то поднимаясь, то снова опускаясь.

    накопление кармы ради приятных ощущений, которые дает преодоление соблазнов внешних удовольствий и сосредоточение на внутреннем блаженстве, возникающем при созерцании.
    Карма, накапливаемая ради внутреннего удовольствия, после того как преодолено влечение к внешним объектам и возникла привязанность к блаженству сосредоточения, связана с первыми тремя уровнями сосредоточения. Такая карма называется неколебимой, так как принесет свои плоды.

    ДВЕНАДЦАТИЧЛЕННАЯ ЦЕПЬ ВЗАИМОЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

    Итак, первое звено двенадцатичленной цепи взаимозависимого происхождения – безначальное неведение – это сознание, воображающее самобытие
    Второе звено – это составное действие, или карма.
    Третье звено – сознание, которое в своем причинном аспекте является сознанием, служащим основой для кармических отпечатков. Читтаматрины отождествляют это сознание с сознанием-хранилищем

    Вопрос: Не могли бы вы объяснить, как лама, достигший высокой духовной реализации, работает над сознанием умирающего или умершего человека, чтобы направить его в лучшее рождение?

    Ответ: Если у ламы есть к этому способности, он может перенести сознание умирающего так, чтобы тот родился в более благоприятном состоянии. Или же знакомый умирающего может помочь ему, напоминая о привычных для него практиках, неторопливо и ласково повторяя важнейшие моменты практики ему на ухо, пока действует сознание слуха. Результат будет таким же.
    Нужно понимать, что непосредственно перед смертью у человека остается последний шанс, поэтому, помогая ему, следует избегать малейшего намека на то, что может породить в нем гнев или привязанность и тем самым осложнить его уход. Следовательно, дети или близкие не должны пробуждать в умирающем подобные чувства. Лучше всего, если мужественный друг, постоянно находясь рядом с умирающим, будет стараться как можно больше умиротворить его ум. Даже те верующие люди, которые при жизни не уделяли большого внимания практике, могут провести предсмертные часы с большой пользой, если посвятят их духовным упражнениям. Умирая, весьма полезно сосредоточиться на добродетельной теме.

    Вопрос: Осознают ли перед смертью обычные существа, что они умирают?
    Ответ: До проявления более тонких видов ума даже обычные существа способны понять, что умирают, но когда сознание становится совсем тонким, они теряют осознанность. Третье из четырех тонких сознаний, последовательно проявляющихся в процессе умирания, делится на два периода: в первом человек еще находится в сознании, а во втором его теряет.

    я сомневаюсь, что обширный инсульт может сильно повлиять на промежуточное состояние, поскольку в бардо мы уже обретаем облик того существа, в которое нам предстоит воплотиться. Строго говоря, бардо относится к следующей жизни.

    Можно размышлять так: «По собственному опыту я знаю, что мне присущи гнев, желание, зависть, гордость, – всё это у меня в уме. Я испытываю все эти эмоции с незапамятных времен. Поскольку совершенно очевидно, что все эти причины имеют место, мне неминуемо придется пережить их последствия. Поэтому я должен столкнуться с этой проблемой, с этим страданием».
    Помогает и такое пожелание: «Пусть страдание, которое я сейчас испытываю, послужит воздаянием за множество накопленных мною в прошлом дурных карм и тем самым очистит меня от них».
    полезно думать: «Пусть боль, которую я чувствую, заменит страдания, выпавшие на долю других». Это практика принятия на себя чужих страданий и дарования им своего счастья. Она действительно придает душевную силу.
    Размышляя так, вы будете смотреть на собственную боль не как на несчастье, но как на прекрасную возможность. Вы даже подумаете: «Пусть у меня будет еще больше проблем: ведь вместе с ними появятся и новые возможности заниматься практикой». Это вселит в вас внутреннюю решимость – стальную решимость бодхисаттвы.

    Как правило, мы вечно забываем о практике, а когда что-нибудь случится, сложно сразу приступить к практике непривычного метода. Именно поэтому практикующие буддисты предпочитают размышлять о смерти в течение всей жизни. В своей ежедневной практике я думаю о предстоящей смерти и этапах процесса умирания более шести раз в день. Практикую и практикую, думаю и думаю. Это значит, что я готовлюсь к смерти, хотя еще и не умираю. Не знаю, добьюсь ли я успеха, когда придет время, но, так или иначе, готовлюсь.

    попробуете выяснить: «Кто я? Кто сейчас испытывает боль и обиду? Что такое враг? Враг – это тело? Или враг – это ум?» – то этот конкретный враг, который раньше казался реально существующим объектом вашего гнева, и самосущее «я», которому нанесли обиду, исчезнут.

    Что же касается самобытия, то, кроме нашего упрямого желания верить в него – следствия устоявшихся условностей, никакой здравой основы оно под собой не имеет; поэтому чем внимательнее мы в него вглядываемся, тем меньше видим.

    РАЗВИТИЕ ШАМАТХИ

    Приняв правильную позу медитации, сначала нужно сосредоточиться на дыхании – на вдохах и выдохах.
    Итак, первое противоядие – это вера в достоинства сосредоточения. Когда есть вера, возникает и устремление к практике сосредоточения. А при наличии устремления появляется воодушевление в достижении сосредоточения.
    Чтобы устранить такой изъян, как склонность забывать объект медитации, необходимо развивать внимательность. Хотя внимательность также применима и как противоядие от вялости и возбужденности ума, основным противоядием от этих изъянов является бдительность.
    В качестве противоядия от неведения сосредоточиваются на взаимозависимом происхождении. В качестве противоядия от гордости мысленно делят себя на составляющие и поочередно сосредоточиваются на них. В качестве противоядия от беспорядочных мыслей сосредоточиваются на дыхании. В бирманской традиции особое внимание уделяют сосредоточению на вдохах и выдохах. Если вас одолевают беспорядочные мысли, вам лучше всего сосредоточиться на дыхании.

    Знак того, что податливость ума вот-вот возникнет, – легкое покалывание в области мозга. Это ощущение нельзя назвать болезненным: оно довольно приятное. А возникает оно потому, что тело наполняет особый внутренний ветер. Такое ощущение бывает, когда тебе обреют голову, а потом положат на макушку теплую ладонь
    Благодаря порождению этой способности ума, называемой податливостью, по телу начинает циркулировать благой ветер, или энергия, который становится причиной возникновения податливости тела.
    На основе податливости тела порождается, в свою очередь, блаженство податливости тела, чувство комфорта, которое вы ощущаете во всем теле.
    Это блаженство, порожденное лишь поглощенностью ума объектом созерцания, – плод устойчивой медитации.
    Когда возникает блаженство телесной податливости, оно наполняет тело блаженством. Это телесное блаженство, в свою очередь, порождает блаженство умственной податливости, которое наполняет блаженством ум. Сначала это радостное блаженство ума бывает слишком сильным, но постепенно ум снова приходит в равновесие, его возбуждение утихает, и на этом этапе вы обретаете неколебимую податливость. Именно на этом этапе вы достигаете полной шаматхи.

    По мере того как внешние отвлечения ослабевают, ум начинает ощущать свою истинную природу – природу света и способности к познанию, и благодаря этому в нем возникает всё меньше хороших и дурных мыслей. Даже если мысли возникают, они, как пузыри на воде, не способны течь непрерывным потоком и мгновенно исчезают.

    Еще одна особенность состояния шаматхи заключается в том, что, когда вы пребываете в медитативном равновесии, видимость вашего собственного тела и другие не возникают. У вас появляется ощущение, что ваш ум – безграничная пустота, неотделимая от пространства.

    у всех нас уже есть опыт достижения этих состояний ума.

    На вопрос о том, как сделать счастливыми других, буддизм отвечает, что все удовольствия и страдания – результат наших собственных поступков, а не что-то приходящее извне, и поэтому живые существа должны сами понять и правильно выполнять те действия, которые принесут им счастье. Следовательно, самый действенный способ помочь другим – это научить их тому, что следует применять на практике и что исключить из своего поведения. А чтобы знать всё многообразие таких действий, нет иного пути, кроме как стать всеведущим. Как я уже говорил, этого можно достичь, только устранив все препятствия на пути к всеведению, а тот, кто полностью и навсегда преодолевает препятствия к всеведению, становится буддой. Таков путь, который приведет вас к осознанию: чтобы принести другим полное благо, необходимо достичь собственного просветления.

    Когда пред умом не предстают
    Ни действующие явления, ни бездействующие,
    Тогда, поскольку больше ничего не проявляется,
    Невосприятие приносит умиротворение.

    Когда посредством рассуждений мы придем к выводу, что, хотя все явления, казалось бы, существуют отдельно от воспринимающего их сознания, на самом деле они по своей сути одно с этим сознанием, мы постигнем пустоту.
    Когда мы постигаем, что объекты не существуют как нечто внешнее по отношению к воспринимающему их сознанию, эти объекты перестают казаться нам самостоятельными, незыблемыми основами желания, ненависти и прочего.

    Сознание, одуревшее от сна, видит предметы в своих грезах.
    Тот, кто находится под воздействием чар, видит лошадей, слонов и прочее.
    Эти видения не имеют реального бытия —
    Они всего лишь порождение ума.


    Так же «я» и другой, сансара и нирвана,
    Все явления – лишь творения сознания и понятий.
    А в остальном у них нет ни толики собственного бытия.
    Можно установить, если наблюдать собственный заблуждающийся ум.


    МАНТРАЯНА

    Глубина и уникальность Мантраяны состоит в том, что в ней можно за короткий срок и в полной мере достичь медитативного сосредоточения – единства шаматхи и випашьяны, а в качестве основного способа достижения этого сосредоточения используется созерцание не внешнего объекта, а внутреннего: собственного тела как тела божества. Более того, за основу принимается собственное тело, созерцаемое как тело божества; при этом постигается его конечная природа – пустота от самобытия. Это сочетание постижения пустоты и явленного силой бодхичитты божественного тела называется недвойственной йогой глубинного и проявленного, где глубинное есть пустота, а проявленное есть побуждаемое силой бодхичитты порождение в божественном облике. Эта йога является основной тантрической практикой.

    Эти пути, в свою очередь, делятся на два уровня: стадию порождения и стадию завершения. Первый уровень достигается в основном с помощью воображения, а на втором – стадии завершения – действительно происходят реальные изменения в физической структуре энергетических каналов, ветров и капель сущностной жидкости. В этом процессе в качестве сознания-пути используется наитончайший ум-основа. Чтобы этого достичь, необходимо в первую очередь развязать узлы в структуре каналов, в основном для пресечения деятельности грубых уровней ветра и сознания. Когда с помощью этих методов деятельность ветра и сознания на всех грубых уровнях прекращается, проявляется ясный свет, который практикующий затем преобразует в сознание пути, постигающее пустоту. Обретая способность использовать ясный свет в качестве сознания высшей мудрости, непосредственно постигающей пустоту от самобытия, практикующий может одновременно преодолеть и врожденные, и приобретенные омрачения и тем самым полностью уничтожить неведение, воспринимающее самобытие вещей.
  •  
    Sopheeya1984 Дата: Воскресенье, 16.12.2012, 11:48 | Сообщение # 2
    Практик
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 457
    Статус: Медитирует
    Полностью - тут:
    http://royallib.ru/book/Gyatso_Tenzin/vosem_strof_upragnyayushchih_um_lektsiya_dalay_lami_XIV.html



    ВОСЕМЬ СТРОФ УПРАЖНЯЮЩИХ УМ
    Лекция Далай-ламы XIV
    . В какие бы отношения я не вступал с другими, я буду учиться
    Думать о себе, как о самом низком среди всех,
    И уважительно держаться с другими, являющими Высшее
    С точки зрения глубин моего сердца.

    . Я буду учиться любить злонамеренные существа
    И те, что придавлены большими грехами и страданиями,
    Как если бы я нашел драгоценное
    Сокровище, которое найти чрезвычайно трудно.

    я буду учиться предлагать каждому без исключений
    Прямо и опосредованно всяческую помощь и счастье,
    А также почтительно принимать на себя
    Все беды и страдания моих матерей.

    Предположительного, проявления Я суть проявления ума и тела, но когда мы разделяем это на ум и тело, а затем пытаемся взглянуть на Я, то ничего не видим. В целом же тело характеризуется в зависимости от собрания его частей, но если вы разделите тело на части, то вы его не сможете уже увидеть.

    Какова же польза от такого проникновения? Наши будоражащие чувства желания, ненависти и т. д. возникают по той причине, что мы переносим на феномены добро и зло, в действительности существующие вне их. Например, когда мы очень злы или страстны, у нас в это время возникает сильное ощущение благоприятности или неблагоприятности в отношении объекта внимания. Но позже, когда эти чувства спокойно улягутся, и мы взглянем на тот же самый объект, то сами найдем наше прежнее восприятие смешным. Польза или содействие мудрости состоит в том, что она предохраняет нас от переноса на объекты добра и зла, в действительности существующих вне их, и тем самым мы становимся способными прекратить желание и ненависть.
    Значит, двумя частями этой единой практики являются метод и мудрость. Метод есть постоянное использование альтруистических позиций любви и сострадания, а мудрость есть понимание неприсущего существования всех феноменов. Эта двоица должна действовать в единстве.
     
    Sopheeya1984 Дата: Воскресенье, 16.12.2012, 11:49 | Сообщение # 3
    Практик
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 457
    Статус: Медитирует
    Путь к просветлению

    Полностью - тут:
    http://bookmate.com/books/IY5vrWR4



    ПУТЬ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ

    Лекция Далай-ламы XIV

    Для того чтобы освободиться от циклического существования, необхо-
    димо постоянно держаться намерения покинуть его. Это намерение являет-
    ся первым из трех принципиальных аспектов пути к просветлению. Также
    нужно иметь правильный взгляд на пустотность. Добавим: если некто же-
    лает достичь наивысшего освобождения, состояния всеведения в Великой
    колеснице, то должно вызывать человеколюбивое побуждение стать прос-
    ветленным, называемое сознанием просветления (бодхи-читта). Итак, три
    аспекта суть решимость освободиться от цикла перерождений, правильный
    взгляд на пустотность и альтруистический ум просветления - вот главные
    стороны пути.

    Счастье приходит благодаря спокойствию ума, без успокоения ума нет
    пути к счастью.
    нет начала у сознания, и отсюда нет начала у перерождений каждого из нас.

    Легко давать лекцию о доктрине или слушать, как о ней говорят, но
    трудно заниматься ею практически. Без действенной практики учений нет
    иного способа добиться хороших результатов.
    Будда: "Я указываю вам Путь освобождения, но
    знайте, что само освобождение зависит от вас".

    "Нет ничего такого, что выполнять
    Было бы трудно привыкнуть".

    Нет ничего, что, в конце концов, нельзя бы было достичь по мере то-
    го, как к нему привыкаешь. Все эти состояния постепенно могут быть
    созданы при росте осведомленности в них. Проверка этих учений должна
    производиться внутри вас в течение долгого времени. Как изрек Будда: "Если вы занимаетесь практикой, о которой Я говорил, и не можете достичь результатов, то сказанное Мною ложь". Следовательно, прежде всего необходимо практиковать и приобретать опыт. Таким путем вы придете к пониманию истины буддийских уче-
    ний.

    Итак, если идея решительного оставления круговорота жизни
    Не соединяется с возникновением всепоглощающего стремления
    к наивысшему просветлению,
    То тогда не будет источника изумительного блаженства
    непревзойденного просветления
    Значит, разуму следует порождать верховное альтруистическое намерение
    стать просветленным.

    Человеколюбивое побуждение к просветлению или просветленному созна-
    нию (бодхи-читта), является особым отношением к поиску вашего собс-
    твенного полного просветления в качестве Будды, совершаемого ради жи-
    вых существ. Благо живых существ является вашим главным объектом наме-
    рения.

    Принимая во внимание наше собственное Я, или самость, мы неправиль-
    но воспринимаем ее как имеющую присущее существование. Через это лжеп-
    редставление мы втягиваемся в неблагоприятные эмоции, которые вызывают
    действия, повязывающие нас тугими узами, и заставляют нас быть уноси-
    мыми четырьмя сильными течениями реки страдания. Мы привязываемся к
    этому ложному воззрению о присущем существовании Я в силу плотной тем-
    ноты, окружающей нас неправильными представлениями о том, что другие
    феномены, и прежде всего ментальные и физические совокупности, участ-
    вующие в установлении номинального Я, также существуют сами по себе.
    Основываясь на этом, мы создаем лжепонятия "Я" и "мое" как о существу-
    ющих присуще, и тем самым вызываем неблагоприятные эмоции желания, не-
    нависти и т. д., вовлекающие нас в совершение грязных поступков, кото-
    рые в свою очередь накапливаются в качестве кармы, туго стягивающей
    нас оковами.

    "Желая избавленья от страданья (духкха),
    Они мчатся прямо во страданье.
    Опять-таки вожделея счастья (сукха), они в силу собственного омрачения
    Разрушают свое счастье, словно враги".

    Хотя люди не хотят страдания, они несутся в его объятия. Хотя они
    жаждут счастья, из-за омраченности они добиваются прямо противополож-
    ного.

    Без знания обо всем можно помочь некоторым существам, но невозможно полностью и действенно служить огромному числу нуждающихся. Вот почему необходимо дос-
    тичь буддства: ради эффективного служения живым существам.

    Если, чем бы вы ни занимались, в некоторых структурах сознания сохра-
    няется постоянное интенсивное желание приносить благополучие чувствую-
    щим существам, а также стремление к просветлению ради них, то вы выка-
    зываете признаки совершенного альтруистического сознания просветления.

    Важно осознавать, что ваши личные качества не сразу и не полностью
    преобразуются, после того как вы попытаетесь развить такие мысли. Наши
    сущностные черты и особенности нашего предрасположения будут меняться
    постепенно. Отличия не будут тут же бросаться в глаза, но только со
    временем. Если вы культивируете человеколюбивый замысел медленно и
    постоянно, то по прошествии пяти или десяти лет заметите изменения,
    произошедшие с вашим образом мыслей и действий, Результаты ваших уси-
    лий в совершенствовании будут явно различимы.
    Разве возможно такое: Будде
    пришлось прилагать огромные усилия для достижения цели, а вот мы можем
    обрести то же самое быстро и без труда? Нет, такого не может быть.
    Итак, необходимо непрестанно заниматься причинами, которые будут препятство-
    вать искажению ума, исполненного желанием, в этой жизни или в будущих
    воплощениях.

    Затем, нельзя удовлетворяться простым стимулированием порождения
    желанных форм в просветленном уме, так как должно просветленное созна-
    ние вызывать практически.

    Основой альтруистического просветленного сознания во все времена
    являлись доброе сердце и добрый ум. Каждый из нас может извлечь поль-
    зу, культивируя это. Нас не охватывает ни ярость, ни жажда борьбы, ни
    злословие, ни прочие неблаговидные помышления. Когда люди вовлекаются
    в дела такого рода, они делают это даже не ради заботы о личном, но
    именно во вред себе. Следовательно, нам всем нужно держать ум и сердце
    чистыми и добрыми

    Некоторые люди умеют сопротивляться трудностям, а другие нет. Разница между ними во внутренней позиции.

    Что является важным, так это покорность ума, умение быть добрым человеком. Если мы практикуем это учение, то нирвана постепенно придет

    Без индивидуальных усилий и практики три драгоценности
    не могут обеспечить никакого прибежища.

    Заметьте, что Цзонхава увещевает нас: "Трудитесь над способами пос-
    тижения взаимозависимого происхождения". Он вовсе не сказал: "Работай-
    те над средствами реализации пустотности". Это потому, что значение
    взаимозависимого происхождения присуще значению пустотности, и наобо-
    рот - значение пустотности присуще значению взаимозависимого происхож-
    дения. Следовательно, чтобы указать на пустотность, требуется понима-
    ние значения взаимозависимого происхождения, и наоборот. Оставляя в
    покое одну из этих крайностей, он заявляет, что усилия должно напра-
    вить на постижение взаимозависимого происхождения.
    Пустотность нужно понимать не как простое отрицание всего, а как
    отрицание присущего существования, отсутствие которого подобно взаимо-
    зависимому происхождению.

    Кто же, видя причину и следствие
    всего феноменального бытия и нирваны неизбежными,
    Полностью разрушает ложное цепляние за те объекты
    (как за существующие независимо),
    Тот вступает на путь, который позволителен Будде.
     
    Форум » Администрация » Библиотека » Далай-лама Гарвардские лекции
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Для добавления необходима авторизация
    Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца) Эзотерика Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования tveedo Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'