Perfekta | Дата: Суббота, 05.10.2013, 03:04 | Сообщение # 1 |
Практик
Группа: Проверенные
Сообщений: 371
Статус: Медитирует
|
В наши дни мало кто знает и поёт колыбельные песни своим крохам. Да и те, что звучат, не содержат духовного начала, не включают в себя родовые знания. А ведь колыбельная песня это оберег детской души, звено в передаче традиционного мироощущения. Удивительно поэтично описывается природа в народных колыбельных. Даже если зарисовка безхитростна («солнце село, скрылось прочь, день угас, настала ночь»), то уточнение места, где это происходит – «во лазоревом краю» – создает лирический образ. А лазоревый край – это, между прочим, не что иное, как райское место, Ирий (Вырий). Зачастую в сюжеты баюкающих песенок закладывались идеи защиты детской души, в них зашифровывался обережный смысл. Так, например, в следующих строчках, на первый взгляд, ведущей темой является ничем не нарушаемый покой и гармония мира: Тишина в лугах, в лесах, Звёзды ходят в небесах, И дудит им во рожок Тихий месяц-пастушок. Он дудит, дудит, играет, Складно песню напевает, Да негромкая она, Только звёздам и слышна. Однако, обратившись к древней славянской традиции, можно отметить: при описании небесного мира звёзды уподоблялись душам, а луна и месяц устойчиво соотносились с загробным миром. С другой стороны, в более поздние времена звёзды рассматривались как окна в небесном тереме, из которых ангелы смотрят на землю: «Смотрит ангел, а сам каждое дело земное в книгу небесную записывает. А людям-то кажется, что это всё звёзды сверкают!». Поэтому и звучит в следующих куплетах тема предпочтительности домашней, семейной песенки вместо мелодии месяца-пастушка для засыпающего ребёнка, которому рано отправляться в ангельский мир: Только звёздам, только ночке В синей сини над селом… А для нашего сыночка Сами песню мы споём. Мы сыночка покачаем Под припевочку свою: В ней начало: «Баю-баю!» А конец: «Баю-баю!». Иногда картины природы соединяют в себе панораму и фрагмент, как общее и часть его, единство большого и малого, далёкого и близкого. Например: Ветер горы облетает, баю-бай, Над горами солнце тает, баю-бай. Листья шепчутся устало, баю-бай, Гулко яблоко упало, баю-бай, Подломился стебель мяты, баю-бай, Желтым яблоком примятый, баю-бай. Месяц солнце провожает, баю бай, По цветам один гуляет, баю-бай. Кажется, что в этом сюжете отдалённые пейзажи обрамляют, окутывая собой, сиюминутную сценку с падением яблока. Но насколько она мимолётна? Обратимся к символике образов этой колыбельной. Ветер в представлениях славян был существом одушевлённым и могущественным, домом его считались недоступные места, например, высокие горы, и в ряде случаев он связывался с местонахождением душ. По одному из поверий, с ветром летают души грешников, а сильные продолжительные порывы могут знаменовать чью-то смерть. В нашей песенке ветер облетает собственную обитель, следовательно, не несёт в себе угрозы жизни. Солнце олицетворяло собой источник жизни, тепла и света. Лист выступал символом Древа жизни, а в многозначной символике яблока переклик смыслов с мятой-травой встречается лишь в ритуалах, связанных с культом мёртвых, точнее, в обрядах поминовения предков, особенно, если речь идёт о жёлтом яблоке, ибо жёлтый цвет издревле был у славян знаком смерти, и даже пасхальные яйца, предназначенные для поминок, окрашивали именно в него. О месяце уже говорилось, а цветы – символ земной жизни. Соединив все значения, можем заключить: речь идёт о том, что в ночную пору, когда персонажи небесного и земного мира тают и отдыхают, устав за день, для защиты души ребёнка призываются ушедшие в мир иной предки. Иными словами, в зарисовке природы также присутствует обережный подтекст. Нередко отдыхающая природа описывается при помощи перечисления уснувших персонажей и мест их ночлега: Вот и люди спят, Вот и звери спят. Белочки на ёлочках, Медвежатки в норочках. Птички спят на веточках, Лисоньки на горочках. Заиньки на травушке, Утки на муравушке. Или: На лужайке спит трава, На деревьях спит листва, Спит осока у реки, Спят сомы и окуньки. А также: Птенчики по гнёздышкам, Деточки по люлечкам. Они спят, они спят, Всему миру спать велят… И это не простое перечисление зверей, птиц, рыб и растений в привязке к конкретной местности. Здесь на самом деле доступным для ребёнка образом сформулирована идея единства всех царств природы, присущая славянской традиции; мысль о том, что синхронность поведения с их обитателями – основа гармоничного сосуществования и поддержания цельности мира. С другой стороны, в колыбельных изображаются позитивно окрашенные картины будущего дня, в котором пробудившаяся природа добросердечно одарит: Скоро ноченька пройдёт, Красно солнышко взойдёт. Свежи росушки падут, В поле цветушки взрастут, Сад весенний расцветет, Вольна пташка запоёт. Люли, люшеньки, люли, Ты, сыночек, крепко спи. Нетрудно заметить, что в подобных словах передаются чувства безопасности и радости жизни. Символика использованных здесь образов включает силы небесного мира (солнце, роса, пташка) и земного (поле, цветы, сад), причём они рисуются в исключительно светлых и беспечальных тонах. Вот на этой оптимистической ноте можно было бы и закончить краткий обзор колыбельных о природе. Но трудно удержаться от восклицания: насколько же непростыми могут оказаться совершенно незатейливые песенки, если присмотреться к ним повнимательнее! Да, мудрость народная редко заявляет о себе громогласно, но в жизни присутствует, тем не менее, неизменно и вековечно, и каждый, кто захочет, может черпать сокровища из её кладези – горстями…
|
|
| |